• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Важнее энергетика молодого поколения, а не жалкие $20 000 - 30 000, которые привезут иностранные студенты"

Slon.ru. 26 января 2010

Проректор ГУ-ВШЭ Исак Фрумин о развитии экспортного потенциала российского образования.

Определяя стратегию экспорта образовательных услуг, надо четко обозначить цели и задачи:для чего мы собираемся привлекать иностранцев? Первая связана с финансовым интересом. Так, бурный рост австралийского, новозеландского, швейцарского экспорта образовательных услуг в значительной степени связан с дополнительным финансированием. Для этих стран привлечение иностранцев является важнейшим источником притока средств.

Есть другая позиция, которой придерживаются ведущие вузы мира (лидеры международных рейтингов). Для них в первую очередь важно найти талантливых учащихся. Например, в бюджете Стэнфорда или Гарварда доход от обучения иностранцев составляет абсолютно незначительную долю. Эти учебные заведения могли бы без всякого экономического ущерба отказаться от учебы этих студентов, большую часть которых они обучают за гранты. Ведущие университеты мира характеризуются высокой квалификацией и репутацией выпускников, выдающимися результатами исследований и активным трансфером технологий на международные рынки. Таких результатов удается добиться, прежде всего, благодаря высокой концентрации в этих вузах талантов.

В России пока не определились со стратегическими целями привлечения иностранцев. Например, в программе одного из исследовательских университетов прописано, что к 2018 году в вузе будет обучаться 15% иностранных студентов. При этом приведен совокупный доход от их учебы. Если эту сумму разделить на ожидаемое количество учащихся, то получится, что каждый из них будет платить по 20 000 рублей. При этом не делается и акцента на особые способности этих студентов. Так для чего же они нужны, возникает вопрос.

Мы стараемся в университете преследовать обе задачи:и получение прибыли, и привлечение талантов. Хотя если говорить о приоритетах, то второе направление, на мой взгляд, важнее. Именно талант, энергетика молодого образованного поколения является важнейшим условием экономического роста страны, а не те жалкие $20 000 - 30 000, которые привезут иностранные студенты.

Мы будем настаивать на том, что надо отказываться от неэффективной системы отбора студентов по имеющимся квотам (10 000 бюджетных мест). Распределять их должны не национальные министерства образования, а сами университеты на конкурсной основе. При этом акцент следует делать не на бакалавриате, а на магистратуре, где у этих студентов будет больше возможностей себя проявить.

Ну и понятное дело - англоязычные программы. Это банально, но критически важно.