• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Вместо экономики знаний у нас будет экономика невостребованных знаний"

Slon.ru. 25 февраля 2010

Заместитель директора "Центра трудовых исследований" ГУ-ВШЭ Ростислав Капелюшников выступил на конференции "Сабуровские чтения"

Адекватен ли человеческий капитал российской экономики задачам ее переориентации на инновационный тип развития? Терминологически сложилось, что под затратами на человеческий капитал понимаются затраты на обучение и подготовку, и я буду употреблять это в узком смысле - инвестиции в человеческий капитал.

Вот эволюция средних накопленных лет образования на одного занятого. С 1995 до 2008 года эта величина увеличилась почти на целый год. Из чего она складывается? Этот прирост в основном обеспечен за счет пребывания в школе и в вузе. Распределение человеческого капитала неравномерно в различных группах: мужчины сильно проигрывают женщинам, работники частного сектора - госсектору, и т.д. Молодежь выигрывает у старшего поколения.

Средний российский рабочий проводит в системе образования 11,5 лет. Это феноменальный результат: многие страны были бы счастливы, если бы средний человек имел 11 лет образования. Посмотрим другие страны: единственная страна, которая выигрывает у России, это США. Несмотря на то, что Россия имеет более низкие экономические показатели развития. Все даже развитые страны пусть не сильно, но отстают от России.

По мнению работников, у чуть более половины работников фактическое образование соответствует требуемому. У четверти - выше, чем требуется на рабочем месте, и у одной пятой - ниже. Тем самым российская экономика несет издержки как от недоинвестирования, так и от переинвестирования в человеческий капитал. Всего 40% работников работали всегда по своей специальности, а 25% ни одного дня не работали по своей специальности.Только 30% работают по своей специальности сейчас.

Главное, что произошло - массовое обесценивание капитала, накопленного до переходного периода. Но мы видим, как в пореформенный период процесс накопления человеческого капитала шел ускоренными темпами. Норма отдачи на человеческий капитал резко выросла. Если в начале переходного периода она была 1-2%, сейчас выросла до 6-7% в год. Очень высока норма окупаемости инвестиций в инновационные формы ЧК. Но если человек имеет избыточное образование по отношению к той работе, что он имеет - он теряет примерно 16% по сравнению с человеком, который имеет нужное образование.

Тем не менее, к середине века до 90% людей будут иметь то или иное третичное образование. А 2 работника из 3 будут иметь вузовское образование. Этот разрыв, который я описал, будет увеличиваться, и вместо экономики знаний у нас будет формироваться экономика невостребованных знаний.