• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ликвидация Рособразования повысит эффективность расходов

РИА Новости. 6 марта 2010

Ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов: «Сегодня от низкого качества управления особенно страдает общее (школьное) образование, которым в министерстве сейчас занимаются менее десяти человек».

Представители образовательного сообщества приветствуют ликвидацию Рособразования. Устранение дублирующих функций повысит эффективность документооборота и расходования бюджетных средств, заявили опрошенные РИА Новости эксперты.

В субботу стало известно, что президент России Дмитрий Медведев подписал указ о ликвидации Рособразования и Роснауки с передачей их функций в Минобрнауки РФ.

Оптимизация процессов

«Уменьшение еще одной ветви исполнительной власти сильно оптимизирует процедуру прохождения документооборота. А это, соответственно, повышает оперативность принятия решений», — сказал РИА Новости вице-президент Российской академии образования, который руководил Рособрнадзором с марта 2004 года по март 2008 года Виктор Болотов.

Он отметил, что тема оптимизации структуры органов исполнительной власти обсуждается не один год и ряд министерств уже остался без агентств. Например, Минсельхоз, лишившийся Россельхоза, и Минздрав, оставшийся без Росздрава.

Недавно правительство приступило и к серьезному пересмотру полномочий контрольно-надзорных органов, предлагая разделить оказание платных услуг и надзор за выполнением лицензионных и других требований законодательства.

«На самом деле, когда одна структура думает — министерство, а вторая распределяет деньги — агентство, то, как ни оптимизируй процедуру принятия решений, то все равно появляется некоторый дисбаланс, когда деньги идут не всегда на те приоритеты, которые определяет министерство», — считает Болотов.

По его мнению, соединение агентств и министерства позволит повысить и эффективность использования бюджетных средств, о чем так часто говорят в последнее время руководители страны.

«Цель реформы простая — исключение дублирования в управлении образованием и наукой», — сказал РИА Новости ректор Государственного университета — Высшей школы экономики, один из идеологов административной реформы и реформы образования Ярослав Кузьминов.

«Для управления системой образования это правильное и полезное решение, потому что это позволит существенно укрепить кадрами ряд ключевых направлений развития образования», — считает он.

С точки зрения Кузьминова, сегодня от низкого качества управления особенно страдает общее (школьное) образование, которым в министерстве сейчас, по его данным, занимаются менее десяти человек.

«А это огромное количество школ, целая армия школьников, два миллиона учителей. Конечно, никакого качественного управления с такого рода минимальными штатами быть не может», — заявил собеседник агентства.

В то же время с уходом от принципа сметного финансирования образовательных учреждений, по его расчетам, чиновничий аппарат Минобрнауки в целом должен сократиться.

Со своей стороны, экс-глава Рособразования Николай Булаев ранее заявил РИА Новости, что приветствует ликвидацию своего ведомства и рассчитывает найти себе рабочее место в обновленной структуре Минобрнауки РФ. Булаев считает, что на этапе реорганизации могут быть небольшие издержки, но надеется, что они не будут слишком заметными.

Он напомнил, что в ведении Рособразования находились 1,2 тысячи подведомственных учреждений.

Минусы административной системы

Болотов как бывший руководитель надзорной службы видит и плюсы, и минусы в административной реформе, в которую Россия вступила в 2004 году. Частью реформы стало появление трехуровневой системы устройства федеральных органов власти: министерство, которое определяло политику и занималось нормотворчеством, агентства, управляющие имуществом и денежными средствами, и службы, выполняющие контрольные и надзорные функции.

«Никогда вопросам надзора в соединенных министерствах столько внимания не уделяли. И в этом плане выделение контроля и надзора в отдельную структуру в рамках административной реформы, позитивно», — считает Болотов.

«Что касается выделения агентств, то на самом деле Россия использовала здесь кальку с ряда стран, в которых есть именно такое разделение. Но не были учтены российские особенности, когда каждая структура пытается бороться за автономию. В этом плане кооперации не получилось, которую задумывали в рамках административной реформы», — отметил он.

Ректор ГУ-ВШЭ Кузьминов считает, что изначально прогрессивная идея структурной реформы органов власти была реализована в искаженном виде, что и привело к упразднению агентств.

«Идея состояла в том, что агентства будут относительно небольшими, наполовину хозрасчетными организациями, типа госкорпораций, которые бы отвечали за конкретные направления деятельности и имели бы публичный контроль», — сказал Кузьминов.

Однако вместо этого, по его словам, агентства превратились в «младшие министерства», а в их основные задачи входило проведение конкурсов и распределение денег.

«Понятно, что такого рода реформа — она изначально оказалась неудачной, потому что неизбежно привела к дублированию структур», — сказал собеседник агентства.

Он привел в пример взаимодействие чиновников с национальными исследовательскими университетами, недавно отобранными в РФ по конкурсу.

«Соответствующий отдел, управляющий программой их развития, создал (глава Минобрнауки РФ Андрей) Фурсенко, и тут же его создал (глава Рособразования) Булаев, и теперь эти несчастные 14 университетов раз в две недели сдают туда полные пакеты документов, причем даже разные, из-за разных требований к отчетности», — сообщил Кузьминов.

Плюсы

По другим направлениям административная реформа удалась, считает один из ее идеологов.

«Административная реформа состоит, в основном, из стандартизации и регламентации государственных функций, устранения излишних государственных функций. На мой взгляд, этот аспект административной реформы достаточно успешно развивается», — сказал Кузьминов.

Он также считает, что «качество чиновничества стало лучше», а государство может теперь заключать контракты с эффективными управленцами.

Кузьминов рассчитывает, что в будущем ряд государственных функций будут исполнять саморегулирующиеся организации, ассоциации.

«Например, федеральными школьными олимпиадами руководит Совет под председательством ректора МГУ Виктора Садовничего. Министерство ему доверило этот важный аспект образовательной политики. И я думаю, что такого рода примеров будет больше», — сказал ректор ГУ-ВШЭ.