• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как настроить себя на успешную сдачу экзамена

Kp.ru. 17 марта 2010

Декан факультета психологии ГУ-ВШЭ Алла Болотова о том, как подготовиться к поступлению в вуз.

Рассказывает декан факультета психологии ВШЭ Алла Болотова:

Успех на экзамене — это не всегда только твердые и глубокие знания. Важно еще собраться, сконцентрироваться, не нервничать — вот тогда все будет хорошо. Секретами психологической подготовки к олимпиаде с нами делится специалист — декан факультета психологии Высшей школы экономики Алла Константиновна Болотова. Кстати, такие же приемы помогут вам и для подготовки к экзаменам в бакалавриат и магистратуру.

Помните:

  • У памяти есть собственные законы, например, «закон давности ассоциаций»: чем больше времени прошло с момента запоминания, тем прочнее нейронные ассоциативные связи. Поэтому не забрасывайте в память сразу всю информацию как попало, вы не сможете удержать в голове все. Четко дозируйте что и как вы учите, разбив материал по дням. 
  • Созданные в мозгу ассоциации необходимо освежать, периодически повторяя пройденные материалы. Сделайте себе шпаргалку-конспект изученного — лучше взять чистый лист и постараться припомнить все что сможете по вопросу, не заглядывая в учебники, — и раз в несколько дней. Еще лучше освежать знания каждый день перед сном.
  • Готовьтесь заранее! Это звучит банально, но наша память основана на «следовом условном рефлексе» — сложившихся в голове «отпечатках» информации. Любым полученным знаниям нужно время, чтобы «закрепиться» в памяти.
  • У памяти есть «закон края» — ты смотришь начало учебника, листаешь, смотришь конец, и кажется, что все знаешь. Но в начале вы были полны сил, легко впитывали материал. Потом подступает усталость, внимание рассеивается и знания, оказавшиеся в центре книги, от вас стали ускользать. В конце вы подсознательно приободряетесь, видя, что осталось немного, снова испытываете прилив энергии, концентрируетесь. Вот тут работает «закон края» — начало и конец вы знаете, а серединный (обычно самый главный, основной) материал — нет. Хотя у вас складывается иллюзия всестороннего изучения предмета.
  • Конечно, крайне важно высыпаться, особенно накануне экзаменов, «глотание» информации, чрезмерно интенсивная подготовка не даст нужного результата, вы попросту «перегорите».
  • Вы должны задать себе психологическую установку на выдачу знания: «Я учил и готов сдавать, мне нужно успокоиться, и у меня все получится!»

Не бойтесь тестов

Олимпиада — это тоже экзамен, но ее специфика в том, что это экзамен письменный, ограниченный во времени и проводимый в тестовой форме. Многие боятся тестов, предпочитая устные или письменные испытания с творческими заданиями.

В тестах задания делятся на открытые и закрытые. Открытые (с вариантами ответов) включают механизм умственного «узнавания». То есть какой-то из этих ответов может быть правильным. «Узнавание» — это непроизвольная выдача информации на основе ассоциативного ориентира.

На «закрытые» отвечать психологически труднее. Тут не работает «узнавание», поскольку никаких ориентиров нет. Приходится рыться в «анклавах» памяти. Поэтому я, как психолог, считаю, что абитуриентам повезло — открытые тесты легче с точки зрения организации нашей памяти и знаний.

В психологии очень многое строится на тестовых заданиях. Например, один из основных методов сбора данных — так называемые «опросные листы». Магистерские вступительные экзамены (кроме творческих заданий по философии, литературе, истории) построены как раз по этому принципу.

Вообще, психология — это гуманитарная наука, связанная прежде всего с интересом человека к человеку, умением видеть друг друга, понять и, главное, принять друг друга. В этом контексте близкие науки философия и социология, в некоторой степени история. Если вы интересуетесь проблемой человека в обществе в широком смысле этого слова,  вам было бы интересно и полезно попробовать изучать психологию.

Но все-таки здесь есть риск, связанный с тем, что в школе есть и история, и философия с обществознанием, а вот психологию практически не преподают. А в психологии помимо общей направленности есть еще и специфика, понятная уже при погружении в предмет. И если вы руководствуетесь общими представлениями, может случиться так, что результаты не будут соответствовать вашим ожиданиям. Поэтому самые сильные и успешные наши студенты — это не просто склонные к гуманитарным наукам люди, а те, кто шел на психологию целенаправленно, хотел изучать потребности человека, мотивы, особенности работы нашей памяти, внимания, межличностные отношения и восприятие.

Когда-то Ушинский писал, что «если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Такая возможность есть у психологии. Только она изучает человека во всех аспектах.

Вдобавок, знание психологии приобретает дополнительную значимость на стыке с другими областями. В магистратуру факультета психологии Высшей школы экономики  часто приходят студенты с базовым непсихологическим образованием — техническим, менеджерским, рекламой-пиар. Управленцам, организаторам без психологии невозможно расти. Именно психология учит разбираться в людях, их потребностях, в путях наилучшего выявления потенций и, как следствие, выявлении кратчайших путей достижения успеха.

В этом учебном году половина поступивших в бакалавриат и в магистратуру на факультет психологии прошли через олимпиады. Опыт показывает, что это самые активные студенты.