• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вальдорфская педагогика: главное — воспитание свободной личности

РИА Новости. 4 мая 2010

Ведущий научный сотрудник Института развития образования ГУ-ВШЭ Марина Пинская: «Если в традиционной педагогике в центре образовательного процесса был учитель, то в новой школе, которая зарождается в начале XX века, — ученик».

В условиях модернизации российского образования все больше внимания уделяется индивидуальному развитию школьников. Именно такой подход принят на Западе, где нередко применяются альтернативные методики. Об одной из таких систем, вальдорфской, в интервью РИА Новости рассказала ведущий научный сотрудник Института развития образования Государственного университета — Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Марина Пинская.

— Марина Александровна, многие альтернативные педагогики сложились в начале XX века. С чем связано их появление?

— С запросом на целостное воспитание (не только интеллектуальное, но и духовное) свободного человека в свободных условиях. Если в традиционной педагогике в центре образовательного процесса был учитель, то в новой школе, которая зарождается в начале XX века, — ученик. Педагогики Марии Монессори, Льва Толстого, доктора Рудольфа Штейнера (основателя вальдорфской школы) разделяют десятилетия, но формировались они в общем контексте.

— У вас большой опыт работы учителем в школе вальдорфского направления. Чем эта система отличается от других?

— Я бы говорила не о различии, а о сходстве. Во всех системах важна идея, что дети способны не просто принимать знания, а создавать их. Знания опробываются в реальности — дети работают с камнем, деревом, сеют зерна. У них богатая эмоциональная жизнь.

— Что значит создавать знания? Как идет обучение?

— Понятия, формулы, алгоритмы дети выводят из наблюдений и опытов. На уроках русского языка им не будут объяснять, что существительное отвечает на вопросы: «кто? что?», а глагол на вопрос «что делать?». Они сами на опыте придут к тому, что есть разные части речи — как есть мир предметов и мир действий. Дети осознают, как устроен язык, его законы и смыслы. А также то, что законы есть и в устройстве жизни — так складывается мировоззрение.

— Одна из особенностей вальдорфского обучения — преподавание «эпохами». Что это за принцип?

— Доктор Штейнер связывал каждый детский возраст с периодом в истории развития человечества, и с учетом этого строил учебный материал. Так, в третьем классе, когда дети постигают связи с миром, формируется представление о мире как о доме, они много занимаются Ветхим Заветом. В шестом классе знакомятся с историей Римской империи — и с представлением о справедливости и государственности. В сознании ребенка всякий раз выстраивается целостная картина, он не просто изучает — а «проживает» тему.

— Способности у детей разные. Это не мешает в обучении?

— Если кому-то сложно постигать предмет рационально, будут задействованы другие ресурсы — ребенок будет больше заниматься искусствами, творчеством.

Педагоги стараются, чтобы дети всеми своими возможностями и душевными способностями «вошли» в предмет, обращаясь не только к разуму, но к эмоциям, воле. Чтобы постичь математику, они будут не только думать (решать задачи), но и переживать (упражняясь в музыкальных ритмах), что-то делать (моделировать, вышивать орнаменты).

— Важен ли показатель успеваемости?

— Он, конечно, становится важен в старшей школе, когда надо спектакль ставить, вести исследование, готовиться к экзаменам. Начинается время компромиссов. Пока детям удается в меру сил готовиться к ЕГЭ и не оставлять других занятий.

— Адаптируется ли вальдорфская педагогика к новому времени?

— Естественно, учителя осваивают новые техники и методики. Дети на занятии могут сидеть уже не за партами, а на полу, работать группами, и не с черной доской, а со смарт-картой.