• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В России создадут культ таланта

Наука и технологии России (STRF.ru). 30 апреля 2010

На состоявшемся 28 апреля в Общественной палате РФ обсуждении роли гражданского общества в модернизации страны ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов заявил, что "в развитых странах масса работающих людей, которая занята созданием нового, составляет 20-30 процентов населения". В России же, отметил ректор, "огромное количество людей не смогли попасть в креативный класс, потому что сначала в школах, а затем в вузах у них убили творческие способности". 

Своего ребенка одаренным считают около 50 процентов российских родителей. А вот работники детсадов и школ придерживаются другой точки зрения, утверждая, что детей с выдающимися способностями крайне мало. Как в юном создании разглядеть талант и помочь ему в полной мере раскрыться, обсудили в Общественной палате РФ.

Открывая заседание, ректор ГУ-ВШЭ, председатель комиссии по реформированию образования ОП РФ Ярослав Кузьминов отметил, что в модернизации России определяющую роль сыграет креативный класс. Правда, единого мнения о том, кого причислять к этой группе, пока не сложилось. Одни считают, что это сообщество профессоров, другие говорят о бизнесменах, третьи называют художников (в широком смысле этого слова).

"Креативный класс - это не только инженеры или, допустим, представители балета, - подчеркнул Ярослав Кузьминов. - Это более широкая группа людей, получивших качественное образование и занятых созданием нечто нового, что приносит пользу окружающим. В инновационной экономике основным двигателем обновлений выступают не министры, не президент, а та масса работающих людей, которая занята созданием нового. В развитых странах такая группа составляет 20-30 процентов населения".

В России, по мнению Кузьминова, огромное количество людей не смогли попасть в креативный класс, потому что сначала в школах, а затем в вузах у них убили творческие способности.

Школа губит таланты

По статистике, в России - семь процентов одаренных детей. А в Канаде считают, что их в этой стране - 70. Такие цифры свидетельствуют о разных точках зрения в отношении таких понятий, как "одаренность", "креативность", "гениальность", "талант".

Наиболее эффективно творческие способности детей развиваются в учреждениях дополнительного образования. Их посещает почти половина всех школьников, сообщила президент образовательного холдинга "Наследник", зампредседателя комиссии по реформированию образования ОП РФ Любовь Духанина. Правда, заметила, что эти данные могут не в полной мере соответствовать действительности, так как трудно учесть, когда один ребенок посещает 2-3 кружка. Поэтому, по приблизительным подсчетам, речь идет о занятости в сфере допобразования 30 процентов детей. Наверняка, их было бы больше. Однако подавляющее большинство детских секций и кружков (80 процентов) оказывают свои услуги за деньги.

"В России отсутствует система отбора и поддержки талантливых людей, - считает она. - При этом под "системой"понимается не площадка для избранных, а создание равных стартовых возможностей для развития творческого потенциала каждого ребенка, начиная с детского сада".

В отличие от США, Франции, Великобритании, Канады и других развитых стран в России отсутствуют нормативные акты, регулирующие особенности образования детей с выдающимися способностями. В проекте нового интегрального закона об образовании предлагается ввести такие нормы. Необходимо разрабатывать и внедрять диагностические программы по определению индивидуальной траектории развития и обучения детей. В новых стандартах начальной школы это уже прописано. Важно продолжить эту линию в стандартах средней и старшей школы.

Любовь Духанина представила проект федеральной целевой программы по поддержке талантливых детей, которая должна обеспечивать цикл мероприятий от начала работы с одаренным ребенком (прежде всего его нужно выявить из общей массы) до его творческой реализации в обществе - создания им того или иного продукта. Это может быть, например, научное изобретение или результат его победы в международном художественном конкурсе. "В России необходимо формировать культ таланта, - уверена Духанина. - Это должно быть престижно. И не важно, в чем он:в науке, балете, мастерстве исполнителя и т. д.".

Не ждите талантливых учителей

Идея о необходимости утвердить ФЦП по поддержке талантливых детей вызвала оживленные дискуссии на заседании.

Режиссер Андрей Кончаловский признал, что крайне важно искать таланты среди учеников. Но не менее важно, а может, и даже более - находить одаренных педагогов. Каждый четвертый россиянин, согласно опросам общественного мнения, считает себя таковым.

Тереза Дурова, руководитель Московского театра клоунады, согласилась, что ключевая проблема - в педагогах, которые могли бы взять на себя ответственность работать с одаренными детьми:"Я присутствовала на многих конкурсах и поражалась, что делают с детьми - они закомплексованы, зажаты, кто с ними работает? К сожалению, многие профессионалы - режиссеры, актеры - почему-то считают ниже своего достоинства работать с малышами. Поэтому в школах процветает дилетантизм. Даже если выделят деньги и откроют там по 25 кружков, вести их будут те же неподготовленные учителя. И все это никак не будет способствовать выявлению талантов".

В ближайшие десятилетия вряд ли стоит ожидать, что в школах появится большое количество талантливых учителей, предупредил директор московского центра образования "Царицыно""№"548 Ефим Рачевский:

"В условиях начинающейся в России учительской безработицы молодым талантливым педагогам будет трудно попасть в школу, им просто не уступят место".

Школа в один миг не поменяется, отметил Рачевский. Но то, что внедряются новые стандарты, - это колоссальный прорыв. Например, согласно тем, которые касаются начальной школы, государство впервые взяло на себя обязательства по финансированию дополнительных 10 часов в неделю занятий по так называемому креативному направлению (речь об экскурсионных программах, мастерских и т. д.). Аналогичную практику нужно распространять на среднюю и старшую школу.

В учебное заведение надо привлекать талантливых амбициозных педагогов. А для этого требуется особое финансирование. Ядро государственной политики должно быть направлено на изменение фигуры учителя, чтобы можно было развивать таланты детей, подчеркнул Ярослав Кузьминов и предложил доработать проект представленной ФЦП с учетом высказанных на заседании замечаний и в дальнейшем "побороться за то, чтобы программа получила статус президентской".

Вполне возможно, что этого удастся добиться, так как Дмитрий Медведев на совместном заседании президиума Госсовета, Совета по культуре и Совета по науке 22 апреля заявил, что даст поручение о разработке системы поддержки одаренных детей в стране.

Креативность как нечто исключительное

Не только в школе, но и в вузах слабо представляют, как работать с талантливыми детьми. Как отметил Вячеслав Глазычев, профессор Московского архитектурного института, абсолютное большинство студентов не верят в возможности самореализации в стенах своих альма-матер. Это означает, что вузовские программы нужно всерьез прорабатывать. Необходимо найти формы стимулирования работы преподавателей, которые стремились бы перенести акценты с лекционных занятий на семинары, проекты, деловые игры и т. д.

Специалисты ГУ-ВШЭ вместе с коллегами из Стэнфорда провели исследование в нескольких ведущих вузах России по оценке приобретаемых студентами навыков. Оказалось, что в целом учащиеся очень высоко оценивают знания, полученные по специальности. При этом более 30 процентов студентов заявили, что за время учебы в вузе у них не изменились (либо даже ухудшились) коммуникативные навыки, а у 70 процентов учащихся остались на прежнем уровне навыки письменной речи. Треть студентов за все время обучения никогда не участвовала в проектной работе. Такие неутешительные результаты авторы исследования объясняют тем, что и в школе, и в вузе по-прежнему считают, что навыки креативного, инициативного, самостоятельного действия нужны меньшинству выпускников.

Обсуждать креативность как некую исключительную характеристику избранных людей означает оставаться в представлениях индустриального века.

Такую точку зрения высказал научный руководитель Института развития образования ГУ-ВШЭ Исак Фрумин :"Сегодня растет сектор сервисной экономики, которому требуются люди, обладающие экспертным мышлением, способные к нерутинным, инициативным, самостоятельным действиям. А в российских школах и даже вузах по-прежнему уверены, что креативность - это нечто исключительное. Тогда как, например, в Европе считают, что это фундаментальный навык, который необходимо развивать в школе. И там одним из обязательных предметов является дизайн. Более 100 миллионов фунтов стерлингов в Англии в 2009 году выделено на программу расширения доли инновационности и креативности на всех уровнях обучения. Наши образовательные программы по этому направлению значительно отстают".

Каждому ученику - по портфолио

Участники заседания Общественной палаты РФ разработали проект резолюции по результатам работы. В частности, в документе говорится о необходимости ввести персональные портфолио учеников. Они могли бы стать важным дополнением к результатам ЕГЭ, играя роль "рекомендательного письма", в котором отражалась бы не формально-академическая, а индивидуально-творческая успешность школьника.