• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Куда пойдут "пакетные" деньги

Новые известия. 2001. № 75. 27 апреля

На очередном заседании Российского общественного совета развития образования (РОСРО) обсуждались вопросы, связанные с информатизацией и финансированием учебных заведений

На очередном заседании Российского общественного совета развития образования (РОСРО) одним из основных вопросов стало обсуждение судьбы "пакетов" учебного оборудования для вузов, т. е. наборов необходимого в учебном процессе минимума современного оборудования.
История "пакетов" вкратце такова. Устаревшее учебное оборудование едва ли не основная головная боль наших вузов, прежде всего естественно-научных и технических, которые без лабораторий, машин и станков просто не могут готовить специалистов. А оборудование, созданное 20, а то и 30 лет назад, просто не позволяет выпускать конкурентоспособные высококвалифицированные кадры. Такое плачевное состояние - результат того, что деньги на закупку современного оборудования и капремонт (речь о котором пойдет ниже) стали регулярно поступать лишь с 2000 года, а до 1999-го финансирование этой статьи и вовсе отсутствовало. Учитывая этот факт, совет принял решение лоббировать выделение целевых средств из бюджета на приобретение "пакетов".
Благодаря усилиям РОСРО на эти цели в 2001 году в бюджет было заложено около 3 млрд. рублей.

Идеологию использования "пакетных" денег суммировал сопредседатель РОСРО Ярослав Кузьминов: "Если нельзя профинансировать все, то надо четко выделять приоритеты. Нельзя тратить эти деньги на гуманитарные специальности, надо сосредоточиться на технических. Именно они обеспечивают конкурентоспособность наших вузов и соответственно нашей экономики. В нашей аргументации центральным моментом является целевой характер направления данных средств". Таким образом, "пакеты" выгодны в двух отношениях.
Во-первых, используемые на их покупку средства имеют целевой характер.
Во-вторых, они прозрачны - и для контролирующих органов, и для Минфина, выделяющего деньги, и для общественности, в том числе для РОСРО, который и впредь намерен следить за расходованием "пакетных" денег.

Однако направить эти средства только на покупку оборудования оказалось невозможно, так как для многих вузов решение проблемы нового оборудования лежит через капитальный ремонт зданий. Известно, что вопрос о средствах на капремонт - один из самых болезненных для нашего образования. По данным Минобразования, сегодня более 3,5 тысячи вузовских объектов требуют капитального ремонта, из них около 1,5 тысячи находятся в аварийном состоянии. Хуже всего положение в Приволжском, Северо-Западном и Центральном округах, где срочного капремонта требуют более 70% зданий вузов. В результате в министерстве приняли решение потратить миллиард из выделенных средств на капитальный ремонт, с чем согласились и члены РОСРО.

По словам Ярослава Кузьминова, "бессмысленно устанавливать дорогостоящее оборудование в здании, где его потом могут вынести через дыру или где оно просто придет в негодное состояние". Однако РОСРО настаивает на том, чтобы этот капремонт был жестко привязан к "пакетному" оборудованию.

Состав "пакетов" был разработан специалистами Минобразования и МЭСИ с учетом специфики различных учебных заведений и специальностей: начиная с "комплекта лабораторного оборудования по курсу общей физики" и заканчивая "учебным комплексом информационных технологий". Кроме того, ректор МГУ Виктор Садовничий предложил предусматривать в бюджете финансирование не только закупки новых комплектов оборудования, но и поддержания этого оборудования в рабочем состоянии, периодического обновления программного обеспечения.

Другой важный для образования вопрос, затронутый на заседании, касался поправок к Налоговому кодексу, в том числе к Закону о налоге на прибыль.

Как отметил заместитель председателя думского комитета по образованию и науке Олег Смолин, ряд депутатов разработали поправки к НК, принятие которых уже в ближайшее время крайне негативно скажется на финансовом состоянии учебных заведений. Олег Смолин напомнил, что, согласно действующему кодексу, от налога на прибыль освобождаются организации, связанные с информационной деятельностью в части образовательных программ, издания учебной литературы. Предлагаемые изменения отменяют эту льготу, в результате чего цены на учебники могут подняться в полтора-два раза. Не менее опасно предложение отменить налоговые льготы на внебюджетные средства учебных заведений, расходуемые на заработную плату педагогов. Это неизбежно приведет либо к сокращению их заработной платы, либо вынудит руководителей учебных заведений выплачивать ее педагогам в обход закона. Наконец, планируемые поправки также приведут и к значительному росту расходов предприятий на подготовку и переподготовку кадров.

Члены совета, в состав которого входят депутаты от "Единства", КПРФ, ОВР, СПС и "Яблока", приняли решение солидарно выступить против существующего варианта поправок в Налоговый кодекс и совместно с комитетом по образованию и науке разработать собственные.