• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Хочется стать китайцами

Русский журнал. 24 мая 2010

Что делает ту или иную систему образования успешной? И что необходимо предпринять, чтобы через 10 лет она стала еще лучше? С докладом на эту тему в ГУ-ВШЭ выступил лорд Майкл Барбер.

Что делает ту или иную систему образования успешной? И что необходимо предпринять, чтобы через 10 лет она стала еще лучше? С докладом на эту тему в Высшей школе экономики выступил лорд Майкл Барбер, старший партнер МакКинзи, в прошлом помощник премьер-министра Великобритании. Лорд пытался доказать, что у всех стран примерно одни и те же проблемы. Однако это не совсем так.

Самое сложное — просто

Майкл Барбер в течение часа показывал слайды, рассказывая об опыте разных стран со всех континентов. Если суммировать сказанное, то: в хороших образовательных системах стараются привлекать к преподаванию лучших специалистов. Это касается не только учителей, но и директоров школ. В последние 15–20 лет это становится все труднее. Но попытки делаются. Майкл Барбер привел пример Сингапура и Великобритании. В Сингапуре в 2008-м году после начала кризиса создали целую систему «вербовки» учителей из числа потерявших работу. В Великобритании занялись тем же, когда рухнул банк «Lehmon Brothers». Англия озабочена и проблемой качественной подготовки учителей. Новое правительство хочет, чтобы к преподаванию привлекались только люди высокой квалификации.

За качеством учителей следят и в Китае. В Шанхае все педагоги должны посетить 8 уроков своих коллег и обсудить их. В Японии уроки разрабатывает коллектив учителей; потом совместно их смотрят и думают об их совершенствовании.

Правда, вот в Нью-Йорке профсоюзы не разрешают увольнять плохих учителей. Им платят зарплату, но они не работают: сидят в так называемой «резиновой комнате». Вот такой у них гуманизм!

А еще в успешных образовательных системах директорами школ не могут становиться случайные люди. В Сингапуре, Англии и в Австралии серьезно анализируют кандидатуры лидеров для руководства школами. Их специально готовят. В Англии, если вы — начинающий директор, вас свяжут с более опытным, который год будет вас курировать.

Еще одно из условий успеха в образовании — возможность для школы контролировать свой бюджет. При этом должен существовать и центральный контролирующий орган (в большинстве стран первого — нет).

По мнению лорда Барбера, для достижения успеха нужна адаптация образовательного контента для каждого школьника. Нужны индивидуализированные программы, которые позволяют отстающим ученикам выравниваться. Этому может помочь использование информационно-коммуникационных технологий. Так, в Австралии и Швеции широко практикуется on-line общение с учителем. Это заменяет даже учебники.

По мнению Майкла Барбера, электронное образование должно стать доминирующим в мире. Особенно, конечно, для детей, живущих в отдаленных районах, для инвалидов. Многие дети в США уже сегодня получают образование, сидя дома.

В Англии активно используются электронные доски (на них, например, можно показать отрывок из спектакля Шекспира, многие другие вещи). В каждой начальной школе — по 18 таких досок.

В то же время в Финляндии, которая, как известно, лидирует в школьном образовании Европы, только 30% учителей используют цифровой контент. Многие из них не понимают, зачем это нужно: ведь и так хорошо? Это, по мнению Майкла Барбера, несет угрозу системе.

С последним утверждением можно поспорить. Ведь именно в Финляндии неукоснительно исполняется главные, по мнению того же Барбера, условия успеха школьного образования. Если финны замечают, что ребенок отстает, то сразу принимают меры. И еще: там, в учителя действительно идут лучшие (большие конкурсы в вузы). И получают они достойную зарплату. И никакие ИКТ без соблюдения этих «финских» условий не помогут. То есть, без разумной организации образовательного процесса и человеческого отношения к детям. Такая малость, но достигнуть этого большинству стран не под силу.

Что мешает придти к международному стандарту в образовании

По мнению Елены Ленской, начальника отдела развития Московской высшей школы социальных и экономических наук, почувствовать, какая система образования лучше, можно только «снизу». Через учителя. «Потому что понять, что делает преподавание математики и физики в американских школах малоэффективным, мне удалось, только в них поработав (модульный принцип, большие разрывы между блоками с неизбежностью приводят к тому, что темпы снижаются). Но это можно только пощупать». И она предложила нечто малореальное: «было бы здорово, если бы со всего мира можно было набрать команду молодых учителей, которые бы поработали в другой стране год и поделились своими наблюдениями. Одна из самых интересных книг, которую я прочитала об американском образовании, была написана нашим учителем, который проработал в школе Хьюстона 3 или 4 года».

По сути дела, это предложение поддержал и ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов. Он предложил, чтобы 1000 учителей, получивших президентский грант, на год посылали поработать в зарубежные школы. Предложение классное, но малореальное. Для этого ведь учителям нужно будет овладеть иностранными языками (а языков будет много).

Еще, по мнению Елены Ленской, мы — страна с великодержавными амбициями. Есть страны с амбициозными установками: они стремятся к тому, чтобы изучить своих конкурентов и понять, как можно у них выиграть. «Россия же упорно стоит в позиции великодержавной страны, которая не желает знать, что происходит кругом. Сколько раз мы обсуждали стандарты. Почему мы не соотнесем их с мировыми эталонами, с мировыми рамками? Без этого наша система неконкурентноспособна. Если мы не будем обращать внимание на то, что происходит в мире, мы окуклимся как Северная Корея».

Между тем, даже общенациональные стандарты существуют далеко не во всех странах. В США, например, сейчас впервые разрабатываются общенациональные стандарты по математике и английскому. Они учитывают общемировой опыт. Американцы наконец осознали, что отстают в школьном образовании.

О необходимости перехода на общие стандарты говорил и директор центра образования «Царицыно» №548 Ефим Рачевский: «Если мы пришли к единому международному стандарту болтов и гаек, в чем-то — в производстве лекарств, что мешает придти к международному стандарту в образовании? Когда мы в Общественной Палате смотрели на днях вариант стандарта основной школы, нам стало очень грустно: захотелось стать либо финнами, либо китайцами».

Другие дети — другая школа

По мысли Ярослава Кузьминова, проблема плохих учителей во многом объясняется новыми временами, изменившейся ролью школы, а значит — учителя.

«Мы испытываем кризис учителя в первую очередь потому, что система образования стала элементом открытой информационной системы. Возможности сформировать свои интересы, ценности помимо школы у современного ребенка на два порядка больше, чем у ребенка ХIХ века, когда шлифовалась модель классической школы. И школа естественно не может на это ответить в рамках своего teaching capacity. В рамках тех 40–100 учителей школы. Такую задачу нельзя ставить».

Симметричный ответ на проблему плохого учителя — это ИКТ в школе. Сегодня невозможно к каждому ученику приставить своего учителя, зажигающего этого человека. «Школа может замкнуться в бумажных технологиях. Но она должна не только закреплять общечеловеческие и национальные ценности; напоминать о том, что есть вещи, типа строения организма или сторон треугольника. Окружающая среда, может быть, не натолкнет нас никогда на проблемы тригонометрии или законы стихосложения.

Смысл школы еще и в том, чтобы готовить людей к будущей жизни. Она становится все более открытой, все более меняются социальные технологии. И школа все больше задвигается в угол и семьями, и учащимися».

При всей актуальности и необходимости использования ИКТ, по мысли ректора Вышки, «мы только в начале пути. Может лет через 10–15 в развитых странах доля учителей, активно использующих ИКТ на своих уроках поднимется над нынешними, оптимальными для Европы, 30%. Может, будет скачок на 90–100%. Просто придет новая генерация учителей. Она училась уже на этих технологиях».

И еще Кузьминов сказал о решающем влиянии качества учителя на результаты школьников. «Влияние это определяющее. Мы в России эту проблему не решили. В течение последних 25 лет в педвузы шли самые слабые выпускники школ. Из них самая слабая часть шла вшколу».

И этим мы отличаемся от Запада: «Когда я говорю это западным коллегам, они отвечают: ну и что? У нас тоже не гении преподают в школах. Это не те, кто работает в университетах. И утверждают, что так в любой стране.

Но это не так. На пространстве бывшего СССР ситуация другая. У нас сформировался состав учительского корпуса из слабейших. Не из хорошистов, а из троечников. Из людей, которые не имеют возможности качественно осваивать те или иные технологии. Малоталантливых. Это требует ускоренного решения вопроса об обновлении учительского корпуса».

«В докладе Барбера нет ответа на вопрос: где мы возьмем миллион учителей? Мы должны его ставить и решать самостоятельно. Майкл Барбер говорит о рекрутировании людей из других, более успешных секторов. Хороший метод. Но у нас нет ситуации перманентного кризиса. И рекрутировать интеллигента со средней зарплатой в полторы-две тысячи долларов в месяц, в школу, где мы рапортуем, что добились средней зарплаты по региону 15–20 тысяч рублей, заведомо бесполезно. Пока мы этот вопрос экономически не решим, никакие методы других стран работать не будут». (Можно лишь слегка подкорректировать Ярослава Кузьминова. Зарплата учителя в 15–20 тысяч рублей явно не является средней для провинции. Она там гораздо ниже. Так же, как и средняя зарплата «интеллигента» из той же глубинки в «полторы-две тысячи долларов»).

Собственно, вопрос, где взять хороших учителей так и остался без ответа. Есть ответ, куда девать плохих. Поможет новая их аттестация, новые механизмы кадрового отбора. «Нам нужно озаботится законодательством работников бюджетного сектора, чтобы результаты такой аттестации не привели бы к накоплению учителей в "резиновой комнате", а привели к их выходу на рынок. К сбрасыванию задачи их содержания с государства. К сожалению, мы недостаточно богаты для "резиновых комнат"».

P.S.: А вообще-то, если посмотреть, как росла доля ВВП, направляемая в здравоохранение и как в образование, мы увидим, что образование сильно отстает. Значит, общество отказывает образовательной системе в тех ресурсах, которые она хотела бы получить для своего развития. Это еще один вызов: каким образом образованию развиваться в условиях нарастающих бюджетных ограничений? Это актуально и для США, и для Евросоюза: нарастающие бюджетные ограничения грозят компромиссом по качеству.

Решать эту проблему придется как богатым странам, так и не очень.