• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Современный учитель истории должен быть экспертом

РИА Новости. 31 мая 2010

Школьные курсы истории и обществознания формируют ценностную систему подростка, готовят его к взрослой жизни. Как должны преподаваться эти предметы, в интервью РИА Новости говорит заместитель научного руководителя ГУ-ВШЭ Лев Любимов.

— Лев Львович, что должны уметь современные учителя истории и обществознания?

— Как и учителя любых других предметов, они должны уметь заинтересовать ученика, научить его искать информацию, понимать ее. Но для этого учитель должен быть предметным экспертом в своей области. В России же учителя продолжают выполнять функцию транслятора знаний. При наличии электронных ресурсов, вмещающих все человеческое знание, это больше не актуально.

Так, опрос, проведенный ВЦИОМ, говорит о неудовлетворительном качестве уроков обществознания. Лишь один процент родителей считают этот предмет более или менее важным. А между тем при поступлении в вуз его сдают больше 50 процентов абитуриентов. Более того, обществознание должно готовить ребенка к взрослой жизни, учить исполнять роль гражданина, роль избирателя, способного критично воспринимать информацию. Но если учитель пересказывает учебник, его содержание забывается детьми через неделю после сдачи экзамена. То же самое происходит с историей.

— Как изменить ситуацию? Как сделать из учителя предметного эксперта?

— Дать ему «доступ» к профессионалу в его области, то есть к профессору. Школьное знание — это классическое университетское знание, сжатое до уровня, на каком оно доступно школьнику. Учителя должны повышать классификацию у профессоров университетов, а не на курсах в институте повышения квалификации, где другой бывший учитель предлагает им никому не нужную методику.

Учителям нужен доступ к качественной информации и умение ориентироваться в ней. Ему надо рассказать, что есть сотни журналов, и объяснить, какие из них ведущие, за какими следует следить.

Западный мир уже два десятилетия идет путем сближения школы и университетской науки: экономика, основанная на знаниях, требует более продвинутого населения.

— Есть ли возможность у российских учителей истории и обществознания повышать квалификацию у профессоров высших учебных заведений?

— До сих пор не было. Однако в сентябре для учителей истории и обществознания в ГУ-ВШЭ будет открыта магистерская программа «Политические вызовы современности». В перспективе есть идея сделать то же самое и для учителей некоторых других предметов. Мы хотим показать, что наука — это не сидение в архивах, но увлекательное занятие, чтение интересной современной литературы: в ГУ-ВШЭ есть уникальная электронная база, где собраны ведущие российские и зарубежные издания.

Учителей нужно научить и приучить пользоваться электронными ресурсами, дать новый взгляд на проблемы современности и истории. Тогда уроки станут чем-то гораздо большим, чем пересказ учебников.

— Как вы оцениваете нынешние подходы к курсам истории и обществознания? Будут ли предложены альтернативные в рамках магистерской программы ГУ-ВШЭ?

— Отечественная историческая наука сильно отстала от основного западного течения. Там изучается философия, психология, социология истории.

В России всего несколько специалистов действительно владеют подобными знаниями, и они будут преподавать на нашей магистерской программе, где будут читаться не курсы по западной, восточной или всемирной истории, но по социальной, политической, экономической, культурной истории человечества. Такой подход позволит познакомить учителей с совершенно иной картиной мира, его вызовов: политических, экономических, социальных, культурных.

Например, 20 лет уже говорится о том, что закончилась холодная война, а в это время опять ведутся разговоры о ее завершении. Или уже сто лет как строятся экономические модели, созываются конференции и даже саммиты, но никто реально не знает, что будет с международной экономикой завтра.

В учебнике по обществознанию «Человек в глобальном мире» для 10–11 классов Леонида Полякова и Леонида Ионина, профессоров ГУ-ВШЭ, реализован подход к предмету, когда описаны современные политические и экономические вызовы для общества и государства. Учебник вызвал положительные эмоции у детей и учителей: изложение материала подразумевает не зубрежку, а размышление, что позволяет создать на уроке атмосферу вопросов-ответов.

Обычно учебник по обществознанию — это собрание из «теней» шести наук: философии, экономики, права, политологии, социологии, социальной психологии. В таком виде предмет не только не усваивается учениками, но и не просто дается учителям: даже и Ломоносов не смог бы быть специалистом сразу в шести науках! Благодаря подходу «вопрос-ответ» учителя и ученики начинают искать информацию, пытаются что-то узнать, понять и добавить в свою копилку знания. Это особенно важно с учетом нашей вековой мифологизации многих исторических событий, которая настойчиво требует преодоления.