• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Учителя смогут повысить квалификацию в магистратуре ГУ-ВШЭ

РИА Новости. 21 июня 2010

В рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Высшая школа экономики в этом году открывает три магистерские программы для работников системы общего образования: «Управление образованием», «Политические вызовы современности», «Измерения в психологии и образовании». Какие знания нужны сегодня учителям и директорам школ, рассказывает директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина.

— Ирина Всеволодовна, чем обусловлен выбор магистерских программ университетом?

— Нашим пониманием ключевых проблем, которые предстоит решать средней школе. Разумеется, этот спектр не является исчерпывающим. В других вузах реализуются, к примеру, проекты, связанные с формированием у детей здорового образа жизни, с информатизацией школы — в этом направлении успешно работает МГТУ имени Баумана.

Наши новые программы позволят Вышке внести вклад в развитие российской школы, чтобы, по выражению Дмитрия Медведева, она «перестала быть ветхой во всех смыслах этого слова».

Будет задействован потенциал разных подразделений ГУ-ВШЭ: Институт развития образования работает совместно с факультетами психологии, государственного и муниципального управления, прикладной политологии. Наш партнер по программе «Управление образованием» — Московская высшая школа социальных и экономических наук.

— В чем актуальность каждой программы для сферы общего образования?

— Сегодня в общем образовании внедряются новые финансово-экономические механизмы, прежде всего — нормативно-подушевое финансирование и новая система оплаты труда. Чтобы управленцы эффективно работали в новых условиях, они должны знать основы современного менеджмента, обладать аналитическими навыками, умением принимать решения на основе экспертных суждений и социологических опросов, уметь работать со СМИ и прочее. И им нужны навыки построения учебного процесса. Отсюда необходимость нашей первой магистерская программы — подготовка управленческих кадров для образования.

Вторая программа — «Политические вызовы современности» — рассчитана на учителей истории и обществознания и связана, прежде всего, с попыткой вернуть школе воспитательные функции через современное преподавание этих дисциплин. Именно профессора Вышки Леонид Поляков и Леонид Ионин предложили современную технологию обучения обществознанию: цель этого школьного курса — позиционировать человека в обществе, помочь школьнику найти свое место в глобальном мире, научить искать информацию самостоятельно.

Третья программа — «Измерения в психологии и образовании» — наиболее аналитическая. В последние годы проводится множество исследований качества образования — необходимы современные инструменты для измерений результатов образования, индивидуальной динамики отдельных учащихся и целых образовательных систем. Это становится важнейшей задачей педагогики и психологии. В регионах формируются центры мониторинга качества образования, проводятся международные исследования (PISA, PIRLS и другие), и мы надеемся, что со временем Россия сможет сама стать инициатором таких исследований.

— Кто будет учиться в «образовательной» магистратуре ГУ-ВШЭ?

— На обучение по всем трем программам будут направлены команды специалистов из нескольких российских регионов. Это Республика Татарстан, с которой у нашего университета подписано соглашение о сотрудничестве, Пермский край, Томская и Калужская области. Несмотря на то, что многие регионы часто обращаются к нам с просьбой организовать краткосрочные курсы повышения квалификации по различным темам, здесь люди будут учиться по академическим программам, рассчитанным на подготовку элиты. Хотя мы приглашаем слушателей с опытом работы, программы заинтересовали и выпускников бакалавриата — вопрос о возможности их зачисления на конкурсной основе сейчас решается.

— Есть ли гарантия, что все «посланцы регионов» будут соответствовать требованиям и успешно завершат обучение?

— Мы будем проводить набор на основании конкурса портфолио, рефератов, эссе, и это нормальный «фильтр». Хотя формальных ограничений по наличию базового образования мы не выдвигаем, предполагается, что нашими студентами станут люди с базовым педагогическим образованием. Было бы нелишним и наличие у них управленческих навыков. При приеме на программу «Измерения в психологии и образовании» есть требования к базовой математической подготовке, хотя математические дисциплины, предусмотренные в процессе обучения, доступны для человека с любым высшим образованием.

— Будут ли непедагогические вузы расширять свое участие в подготовке и переподготовке специалистов для школы?

— Да, вузы и сегодня очень активно помогают школе. Так, в рамках комплексных проектов модернизации образования именно вузы, отобранные на конкурсной основе, брали на себя повышение квалификации, мониторинг и аналитическое сопровождение. Вузы должны формировать экспертное сообщество, способное квалифицированно обсуждать школьные проблемы и предлагать пути их решения.