• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Реформа 2000

Время новостей. 24 ноября 2000

После того как в декабре 1999 года тогда еще председатель правительства Владимир Путин подписал распоряжение о начале разработки стратегического плана развития России на долгосрочную перспективу, в Центре стратегических разработок была создана инициативная группа под руководством ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова.

Январь-май. После того как в декабре 1999 года тогда еще председатель правительства Владимир Путин подписал распоряжение о начале разработки стратегического плана развития России на долгосрочную перспективу, в Центре стратегических разработок была создана инициативная группа под руководством ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова. Привлекая авторитетных специалистов, ЦСР подготовил Программу модернизации образования, которая стала первым разделом программы стратегии развития России. Она предполагает изменение принципов финансирования и структуры расходов на образование, более либеральный, рамочный подход к образовательным стандартам, создание новой системы контроля качества образования, расширение хозяйственных полномочий образовательных учреждений.

21 мая. Министр образования Владимир Филиппов заявил о необходимости корректировки существующей системы образования. Долгое обсуждение педагогическим сообществом Программы модернизации подходит к логическому завершению - ее публикации для ознакомления широкой общественности.

28 июня. Утверждены "Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу". Раздел "Реформирование образования" дублирует предложения, содержащиеся в Программе модернизации образования ЦСР. Однако, декларируя готовность увеличивать ассигнования на образование, правительство не наполняет этот документ конкретными цифрами и сроками.

8 июля. Владимир Путин в президентском послании Федеральному Собранию заявил: "Формально бесплатное образование и здравоохранение фактически платны и порой недоступны для малообеспеченных... Утвердилась государственная ложь... Мы принимаем многочисленные законопроекты, заранее зная, что они не обеспечены реальным финансированием. Просто из политической конъюнктуры "продавливаем то или иное решение и все. У нас нет другого выхода, как сокращать избыточные обязательства и строго исполнять".

30 августа. Накануне нового учебного года министр образования Владимир Филиппов объявляет о создании Российского общественного совета развития образования. В него вошли лидеры правых фракций Государственной думы и представители либерального крыла педагогического сообщества. Совет объявляет о поддержке реформы и называет одной из своих главных задач - лоббирование интересов сферы образования. В частности, увеличение уже в бюджете 2001 года объемов государственного финансирования образовательной отрасли на 4,8 миллиарда рублей сверх сумм, указанных в Программе модернизации. В сегодняшнем варианте бюджета осталось только 3 миллиарда.

22 сентября. На заседании совета ректоров становится окончательно ясно, что большинство руководителей высших учебных заведений выступают против поддержанной правительством Программы модернизации. Ректоров не устраивают основополагающие пункты реформы: введение государственных именных финансовых обязательств и переход к Единому общенациональному экзамену.

14 ноября. В Госдуме состоялись парламентские слушания, на которых обсуждалась стратегия образовательной реформы. Представители левых фракций, думского комитета по образованию и науке, совета ректоров критиковали практически все положения Программы модернизации за исключением одного - желания государства увеличить расходы на образование. Представители "Единства", СПС, "Яблока" и "Отечества" проект с отдельными оговорками поддержали. Несмотря на споры, итоговые рекомендации были для реформаторов скорее положительными: основные мероприятия реформы решено опробовать экспериментально в регионах. Весной 2001 года состоятся специальные слушания по экономике образования.