• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Барабашев: теория управления должна исходить из ценностей человека

РИА Новости. 2 июля 2010

О новых тенденциях в мировом и российском образовании в области госуправления рассказывает в интервью РИА Новости декан факультета государственного и муниципального управления Государственного университета - Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Алексей Барабашев

- Алексей Георгиевич, как меняются подходы к образованию в области госуправления?

- Мы переживаем настоящую революцию в этой области. Так, на недавней конференции Ассоциации факультетов государственного и муниципального управления стран Центральной и Восточной Европы все эксперты говорили, что кризис показал несостоятельность подхода "Нового публичного управления"(NPM), рассматривающего публичное управление как деятельность по оказанию государственных услуг, основанную на бизнес-подходах.

Раньше были очень популярны, к примеру, оценки эффективности расходования бюджетных средств наподобие тех, что используются в коммерческом секторе - то есть государство как бы финансирует свои проекты, от которых ждет какой-то отдачи. Или услуги, оказываемые государством, рассматривались наравне с услугами, оказываемыми частным сектором. Кризис показал полную несостоятельность такого взгляда на госсектор.

Нужны принципиально иные подходы к теории управления, а значит - и к образованию в этой области.

Новая, пока еще не созданная теория управления должна исходить из ценностей человека, из признания партнерских отношений государства и общества, а не только из экономических показателей. Если у государственного служащего "не те"ценности, он будет принимать "не те"решения. Возможно, экономически привлекательные, но тупиковые.

- Как можно реализовать ценностный подход к образованию?

- Задача сложная. Нужны курсы по этике публичного управления, надо во все образовательные программы включать обсуждение мотиваций, в том числе и мотиваций исполнителей. Это подразумевает значительное усиление ориентации образования в области публичного управления на специфические потребности обучающихся, то есть иной подход к унификации учебного процесса.

- Как такой новый взгляд скажется, например, на реализации Болонских соглашений в России?

- Есть два пути унификации образовательного процесса. Первый - это когда все вузы ориентируются на Болонское соглашение в одинаковой степени. Но это иногда приводит к негативным последствиям для отдельных университетов, вынужденных без необходимости подчинять свои наработки, способы учета интересов студентов, унификации, ломать отработанные схемы обучения.

Есть другой путь - создание сетей образовательных учреждений, где студенты перемещаются между институтами, дисциплины взаимозаменяемы и взаимно признаются. Ученые советы в таком случае должны работать скоординированно. Вместо единичных "игроков"мы создаем более крупные группы. Далее эти группы взаимодействуют между собой, и на основании их сотрудничества формируются новые унифицированные программы и способы преподавания. И вместо ситуации, когда "сверху"- от Болонской конвенции - идет навязывание каких-то вещей отдельным вузам, идет взаимодействие между более крупными "игроками", каждый из которых предлагает свое видение Болонской конвенции. На основании наработок уже можно внедрять какие-то общие вещи. Сейчас предполагается реализация именно второго пути, и сообщество российских факультетов госуправления, я верю, займет свое место в международных кластерах вузов.

- Что даст российскому образованию такое сотрудничество?

- В западных университетах осуществляется ряд интересных проектов, которых сейчас не хватает российскому госуправлению и образованию в этой сфере:проекты затрагивают делегирование полномочий, упрощение бюрократических процедур, регламентацию служебной деятельности.

Сотрудничество возможно лишь между вузами, использующими сходные преподавательские методики и имеющими одинаковые взгляды на важные индивидуальные элементы образовательного процесса. Даже если курсы называются одинаково, невозможно их совместить, если с одной стороны это лекции, а с другой - курс организован как ряд дискуссионных форумов. Предполагается, что российские вузы будут сотрудничать с теми заведениями, где, как и у нас, обучение основано на проектных методиках, "кейсах", семинарах. Предполагаются студенческие обмены, совместные летние школы и другие формы сотрудничества.

- А чем российское образование может быть интересно за рубежом?

- Все, что связано с Россией, за рубежом пользуется большим интересом. Для нашей страны масштаб и глубина всех проблем столь велики, что если уж мы что-то предложили и реализовали, оно точно будет интересно коллегам.

К примеру, сейчас мы пытаемся ввести новые оценки результативности госуправления. Все принятые в этой области решения широко обсуждаются.

Кроме того, наша страна пытается изменить свое видение системы управления в целом, а коллегам всегда интересен опыт тех, кто что-то меняет. Соответственно, российские эмпирические исследования очень интересны мировому сообществу, мы имеем возможность предлагать свой опыт, и он вряд будет проигнорирован.