• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как избежать научного провинциализма

Деловой Петербург. 2010. № 111. 9 июля

Ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов: «У нас в России разорванное академическое сообщество, в котором обменов с Западом гораздо больше, чем внутренних».

У нас в России очень разорванное академическое сообщество, в котором обменов с Западом гораздо больше, чем внутренних.

По своей стране меньше ездят, меньше интересуются друг другом, и на почве этого есть опасность возникновения такого явления, как научный провинциализм. Когда на защиту приглашаются только удобные люди, а не все специалисты по этому вопросу, когда полемизировать не умеют, а подбирают тех, кто слабее, кто нравится. Когда вузы издают журналы только для своих сотрудников и аспирантов и эти журналы никто не читает. Необходимо преодоление такой замкнутости, атомизации, если хотите, нашего академического сообщества, и при этом мы должны начать с себя, с ведущих вузов, с вузов, наиболее продвинутых в области образовательных технологий, с наибольшим объемом исследований из всех российских вузов, с тех, у кого лучшие кадры. Мы создали ассоциацию ведущих высших учебных заведений России, задача которой — восстановить диалог между ними, обеспечить мобильность студентов и аспирантов, в первую очередь в сети ведущих вузов, восстановить единство российского образовательного сообщества реальными мерами, а не декларациями, как часто у нас делается. Вторая задача: вузовские программы должны достигнуть определенного качества, вузы должны обеспечить конкурентоспособность России в своих секторах. У кого-то это химические технологии, у других — летательные аппараты, у третьих — экономика и социология. Для этого государством выделены средства, может быть пока недостаточные, но тем не менее солидные — примерно 1,5 млрд рублей каждому университету. Задача выделения таких университетов-лидеров стоит не только перед Россией, Китай уже 20 лет это делает, а также Германия, другие развитые и менее развитые страны. Ведущие государства рассматривают свои университеты, как сверхдержавы во времена Кеннеди и Хрущева рассматривали космический проект, а в 1940-е смотрели на атомный проект. Это перспектива, обеспечивающая конкурентоспособность страны, ее позиции в будущем.

России предстоят нелегкие годы, в ближайшие лет семь примерно в 1,5 раза будет сокращаться контингент поступающих, соответственно, сократятся и доходы университетов, их возможность выбирать талантливых людей, произойдет сжатие всего сектора высшего образования. Мы будем ставить вопрос о финансировании государством фундаментальных исследований, проводимых университетами. Потому что сейчас финансируются научно-методические работы, повышение квалификации, но отсутствует финансирование собственно фундаментальных исследований. Это неправильно, государство здесь ошибается, отказываясь от финансирования ведущих университетов по разделу «наука». Кроме государства, нет никого, кто готов бы был давать деньги на научный поиск.

Глупо представлять себе, что это будут какие-то коммерческие фирмы. Коммерческие фирмы во всем мире пользуются плодами фундаментальных исследований, которые финансируются или из госбюджета, или из специальных благотворительных фондов, как в США. Кроме того, необходимо формировать инновационные пояса вокруг университетов. Было бы очень разумно распространить режим Сколково на образовательные кластеры в Томске, Казани, Екатеринбурге, Петербурге, вокруг МГУ. Сколково — это проект-модель, который сам по себе не даст результатов, если вместе с его успехом мы не увидим модели экономических преференций, упрощенной регистрации предприятий, которую сможем распространить на другие территории, группы научно-исследовательских центров при университетах.