• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Чтобы получить хорошую работу, нужно меньше учиться

Труд. 20 июля 2010

Проректор ГУ-ВШЭ Сергей Рощин рассказывает, как сделать российское высшее образование идеальным.

Высшее образование в РФ пока существенно уступает тому, что дают в вузах Европы и США. «Труд» узнал: для того чтобы его изменить, нужно дать студентам больше свободы, а преподавателям — возможность проводить любые эсперименты.

— Многие работодатели жалуются на то, что студенты получают слишком теоретическое образование. Им приходится практически заново учить выпускников вузов под себя. Вы согласны с этими обвинениями?

— Это только часть существующей проблемы. Скорее можно сказать, что российское образование не только «плохо-практическое», но и «плохо-теоретическое». У нас в части случаев образование дается по чужим, написанным не преподавателями конкретного вуза, учебникам и преподавателями, которые сами не занимаются исследованиями. Это мертвое образование. Если мы посмотрим на ведущие мировые университеты, то увидим, что они — прежде всего серьезные исследовательские центры. Большинство преподавателей российских вузов не занимаются исследованиями, не имеют публикаций, или эти публикации на уровне тезисов конференций.

— Как можно вывести российское образование на международный уровень?

— Необходимо активно выходить на мировой экономический рынок. Если посмотреть на мировые рейтинги образования — шанхайский рейтинг, рейтинг журнала Times, — мы находимся даже не среди первых 300 вузов. Для того чтобы модернизироваться, надо не отгораживаться, а входить в мировое академическое сообщество.

— Учебный процесс уже разделили на бакалавриат и магистратуру.

— Да, мы будем отходить от подготовки узких специалистов. Мир идет к тому, чтобы на уровне знаний бакалавриата давалась хорошая база, которая дальше будет развиваться на уровне магистратуры и аспирантуры.

50 процентов самостоятельности

— Каким образом должна проходить интеграция российского образования в мировое академическое сообщество?

— Мы должны открывать все двери, приглашать сюда зарубежных специалистов, обмениваться опытом, поощрять мобильность студентов. Сейчас уже происходят позитивные изменения в образовании. Появились федеральные университеты — МГУ и СПбГУ — и 29 национально исследовательских университетов, в конце прошлого года под их программы развития были выделены ресурсы.

— Как распорядились этими инвестициями в ВШЭ?

— Мы тратим их на разработку индивидуальных образовательных программ. Это принципиальный шаг в нашем образовании. В мире нет понятия «диплом государственного образца», как в России, есть понятие «диплом университета». То есть российские вузы обучают по государственным стандартам — западные отвечают за качество образования собственным именем. До недавнего времени учебный план жестко регламентировался, но с недавнего времени стандарты определяют только 50% плана, остальные 50% мы разрабатываем самостоятельно. МГУ и СПбГУ уже дано право выдачи собственного диплома. Думаю, через какое-то время такое право появится и у других вузов.

— Получается, образование станет индивидуальным в зависимости от конкретного вуза?

— Оно и так индивидуально. Это иллюзия, что в разных городах и в разных вузах выпускники получают одинаковый диплом экономиста.

Пора сократить количество дисциплин

— Первая идея, которая возникала, — дать как можно больше информации. Но мы решили не увеличивать количество дисциплин, а сокращать, несмотря на то, что каждый преподаватель считает необходимым включить свою дисциплину в учебный план.

Мы выделили ядро обязательных предметов — это «мейджоры», а дальше, с 3-го курса, учащиеся могут выбрать «майноры» — различные наборы курсов. Наш студент за 4 года изучит 30–35 дисциплин. С одной стороны, мы стараемся обеспечить фундаментальность, с другой — разнообразие.

— Новые курсы стали более практическими? Выпускники будут лучше подготовлены к работе?

— Во-первых, надо понять, что никогда университет не сможет подготовить студента так, чтобы он все знал и умел, придя работать в компанию. Всегда есть специфические знания и умения, которые должен дать конкретный работодатель. Мы создали базовые кафедры — это подразделения различных корпораций или академических организаций. Представители компаний проводят мастер-классы, читают свои курсы, организуют практики. У нас много базовых кафедр — только на факультете социологии представлены ФОМ, ВЦИОМ и «Левада-центр», на факультете экономики преподают курсы Ernst&Young, на факультете менеджмента действует базовая кафедра маркетинговых коммуникаций «Видео Интернешнл», есть целевая магистерская программа от «Сбербанка».

— Может ли быть эффективным образование, основанное на запросах работодателей?

— Невозможно дать фундаментальное образование, основываясь исключительно на запросах работодателей. Компании никогда не могут сказать заранее, какие специалисты будут нужны через пять лет. Но мнение работодателя должно быть услышано, важно устанавливать диалог. Поэтому крупные компании, которые видят свое будущее на рынке, заинтересованы в таком партнерстве. Они понимают, что наем молодых специалистов — это определенный риск, но могут позволить себе такие риски.

Первая зарплата

  • 30 000 рублей получают выпускники-логисты
  • 30 000 рублей зарабатывают выпускники-юристы
  • 35 000 рублей — зарплата выпускника в сфере IT
  • 40 000 рублей получают выпускники в финансовой сфере

Источник: Kelly Services

Реформа. Как изменить вузы в России

  • Создать исследовательские центры на базе факультетов вузов и предоставить условия для научной деятельности.
  • Позволить студентам самостоятельно выбирать ряд дисциплин для изучения.
  • Привлекать крупные компании для формирования учебного плана.
  • Приглашать зарубежных преподавателей для чтения лекций.
  • Сделать международные студенческие обмены стандартной практикой.

Резюме

Сергей Рощин, проректор Государственного университета — Высшей школы экономики.

Родился в 1963 году.

Окончил МГУ, экономический факультет (специальности — «экономическая кибернетика», «экономика труда и народонаселения» факультета экономики).

Звания: кандидат экономических наук, доцент. Работал старшим преподавателем социологического факультета МГУ, доцентом кафедры экономики труда и персонала экономического факультета МГУ, завкафедрой экономики труда и народонаселения, завлабораторией исследований рынка труда ВШЭ.