• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Две ступени до диплома

Интерфакс. 22 июля 2010

Заместитель научного руководителя ГУ-ВШЭ Лев Любимов: «Я не вижу никаких сложностей в процессе перехода на Болонскую систему, нужно взять и перейти. "Вышка", приняв первых студентов 17 лет назад, с самого начала работала по двухуровневой системе бакалавриат — магистратура».

Ректор МГУ академик Виктор Садовничий заявил в интервью газете «Известия», что старейший университет страны все-таки перейдет на шестилетнее образование и двухступенчатую систему бакалавриат — магистратура. Он отметил, что Московский университет активно расширяется и развивается, поэтому не может игнорировать последние тенденции в сфере образования.

«Все это назрело, продиктовано жизнью, вместе с которой меняется университет, традиционно вбирающий в себя все общественно значимые институции. Очень важно, что мы планируем сделать фундаментальное образование в МГУ шестилетним, а двухступенчатая система бакалавр-магистр предлагается отдельной программой для иностранных студентов», — отметил академик.

Напомним, что Садовничий на протяжении долгого времени был одним из самых ярых противников нововведений и модных веяний в системе классического университетского образования. Ректор МГУ неоднократно критиковал Болонскую двухступенчатую систему бакалавриат — магистратура.

Коллеги по цеху удивлены, что он готов, наконец, принять европейскую систему.

«Очень странно то, что это заявил Садовничий, который всегда называл эту систему "оболониванием" России», — заявил Interfax-Russia.ru заместитель научного руководителя Государственного университета — Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Лев Любимов.

Ранее Виктор Садовничий высказывал опасения, что неточные сроки обучения по такой системе сократят количество времени на подготовку бакалавров. «Это значит, что университеты начнут делать трехлетних бакалавров», — отмечал ректор МГУ в 2007 году, когда в правительстве решали вопрос о реформировании системы высшего образования.

Даже главный, по мнению разработчиков, плюс Болонской системы — мобильность вузов и унификация систем образования по всей Европе — вызывал опасения у ученого.

«Это самое страшное, если все университеты станут похожими, с одинаковыми учебными планами и стандартами», — заявлял он. Ведь нужно не бездумно копировать западную систему образования, а сотрудничать с иностранными коллегами и обмениваться опытом, отмечал ректор МГУ.

Многие коллеги Садовничего не разделяют такую точку зрения. Заместитель научного руководителя ГУ-ВШЭ Лев Любимов отмечает, что ректор МГУ и возглавляемый им ректорский корпус долгое время были серьезными оппонентами министерства образования по вопросам Болонской системы.

«Главная трудность в переходе на Болонскую систему состояла в Садовничем, который возглавляет ректорский корпус. Он боролся против ЕГЭ и против применения болонских процедур, механизмов и стандартов в России. Он называл это процессом "оболонивания". В этом-то как раз и была некая трудность, так как Садовничий мешал и ведомый им ректорский корпус мешал введению этой системы. Поэтому, когда начали вводить двухуровневую систему, доля ее составляла несколько процентов по всей стране и так до сих пор», — заявил ученый Interfax-Russia.ru.

Между тем, в результате горячих дебатов депутаты и ректоры вузов тогда все-таки нашли компромисс. 9 марта 2007 года правительство одобрило законопроект «О внесении изменений в закон об образовании». По нему предусматривалось введение двух уровней высшего профессионального образования — бакалавриат — магистратура и подготовка специалистов. Эти уровни отличаются итоговой аттестацией, по результатам которой студенту, соответственно, присваивают квалификацию — «бакалавр», «магистр», либо «специалист».

Поступить в магистратуру могут студенты, которые успешно закончили бакалавриат. Поступить в вуз по программе бакалавр или специалист могут все, имеющие среднее общее или среднее профобразование.

Таким образом, сейчас в МГУ и многих других вузах как раз действует такая смешанная система. Однако большинство факультетов МГУ все-таки выпускает специалистов. Например, на факультетах ВМК, мехмате биоинженерии, глобальных процессов студенты в основном учатся по программе специалитета, которая рассчитана на 5 лет. На факультете искусств, физическом, и на многих других готовят бакалавров.

На некоторых факультетах МГУ по программе бакалавриат — магистратура обучаются иностранные студенты, как, например, на факультете журналистики. Шесть лет учатся пока только на факультете фундаментальной медицины по специальности «лечебное дело» и на заочном отделении факультета журналистики.

Между тем, окончательно Россия должна перейти на двухступенчатую Болонскую систему образования к 2011 году. Напомним, что при такой системе студенту нужно будет проучиться 4 года, чтобы получить диплом бакалавра, а затем, по желанию, он может продолжить образование в магистратуре, где нужно отучиться еще два года.

Заместитель научного руководителя ГУ-ВШЭ Лев Любимов считает, что никаких особых трудностей в процессе перехода на Болонскую систему не возникнет.

«Я не вижу здесь никаких сложностей, нужно взять и перейти. "Вышка", приняв первых студентов 17 лет назад, с самого начала работала по двухуровневой системе бакалавриат — магистратура. Возникали какие-то сложности с инженерными специальностями, но, на мой взгляд, они надуманные», — заявил Любимов Interfax-Russia.ru.

«Шестилетняя система — это всего лишь четыре плюс два, бакалавриат и магистратура. Это может быть достаточно фундаментальное образование, с одной стороны, а с другой стороны, достаточно прикладное. Все Болонские "заморочки" не мешают ни тому, ни другому. Все зависит от образовательной программы, которую выбирает университет, — считает эксперт. — Образовательные программы могут быть теоретическими, как-то в физике, экономике, в химии, в биологии или же совершено прикладными. И там и там обучение может продолжаться шесть лет. Хотя в Европе, как правило, на прикладных специальностях учатся не шесть лет, а бакалавриат, допустим, в три — три с половиной года, и магистратура в полтора года, или бакалавриат в три, магистратура в один год. Прикладные программы более узкие и они действительно фундаментального ядра, которое необходимо для воспроизводства корпуса ученых и корпуса академиков, не несут».

Корни Болонской системы

Родина Болонской системы — Италия. Министры образования из 29 европейских стран 19 июня 1999 года подписали в городе Болонья на севере Италии одноименную декларацию. Как утверждают создатели системы, ее главная цель — это единая европейская зона высшего образования, принцип которой состоит в международном сотрудничестве и академическом студенческом обмене. Встречи стран участниц по вопросам Болонского процесса проходили также в Праге (2001 год), Берлине (2003), Бергене (2005), Лондоне (2007) и Лувене (2009).

Кстати, за 20 лет до этого в Европе уже пытались создать что-то подобное. В середине 1970-х Совет министров Европейского союза (ЕС) подписал Резолюцию о первой программе сотрудничества в сфере образования.

Как утверждают европейцы, единая образовательная система поможет системам образования отдельных стран обменяться опытом с коллегами и перенять у них все лучшее.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году. Тогдашний министр образования и науки РФ Владимир Филиппов подписал Болонскую декларацию на Берлинской конференции участников процесса. К тому времени декларацию подписали уже 33 страны. Таким образом, Россия обязалась к 2011 году соблюсти все пункты Болонской системы, в частности, с 2005 года начать бесплатно выдавать выпускникам своих вузов европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра, а до 2010 года реформировать всю национальную систему образования в соответствии с основными требованиями Болонского процесса.

Также страны, подписавшие Болонскую декларацию, должны будут принять общую систему степеней и особую систему оценок или образовательных кредитов, как их называют в Европе (ECTS). Такие кредиты помогут привести к общему знаменателю разнообразные системы оценки знаний в различных университетах Европы.

По принципу ECTS каждый предмет в вузе оценивается определенном количеством зачетных единиц-кредитов. При такой системе можно одинаково оценить уровень знаний студентов из разных университетов и выдавать дипломы общеевропейского образца. Один учебный год соответствует 60 ECTS-кредитам, это примерно 1500–1800 учебных часов.

В системе ECTS существует своя пятибалльная шкала оценок. В зависимости от своего места в рейтинге студент может получить положительную оценку от A (лучшие 10%) до E (худшие 10%). Неуспевающим ставят оценки двух видов: FX, что означает «плохо — требуется небольшая дополнительная работа для прохождения курса», и F — «плохо, требуется значительная дополнительная работа». Неудовлетворительные оценки в лист успеваемости также входят.

Что касается системы степеней, то она предполагает трехуровневое высшее образование: первый уровень — бакалавриат (степень «бакалавр»), второй уровень — магистратура (степень «магистр»), третий уровень — докторантура (степень «доктор»). Болонская система предусматривает две схемы: бакалавриат + магистратура + докторантура (три года обучения + два года обучения + три года обучения); бакалавриат + магистратура + докторантура (четыре года обучения + год обучения + три года обучения).

Модели четыре + два + три, которая сегодня уже действует в некоторых вузах России, в Болонской системе нет. Да и привычная для россиян степень «специалист» в новую систему образования не вписывается, так как бакалавр — это законченное высшее образование первого уровня, хотя многие российские эксперты считают, что бакалавр — это просто напросто недоучка.

Еще одним важным звеном программы стала система академической мобильности студентов и преподавателей. Она позволит ребятам из разных стран поучиться в вузе за границей. Только продолжительность такой стажировки в заграничном вузе может быть либо один семестр, либо один учебный год. Для этого помимо языка страны пребывания нужно знать английский язык, так как обучение проходит на двух языках. На них же сдаются финальные экзамены.

К тому же студент будет учиться за границей бесплатно, так как принимающий вуз денег за обучение не берет. Однако дорогу, проживание, питание, медицинские услуги, занятия вне согласованной (стандартной) программы (например, изучение языка страны пребывания на курсах) придется оплатить самостоятельно.

В вузе на родине студент должен согласовать с деканом стажировку, тогда все кредитные баллы, полученные за границей, засчитают, и не придется ничего пересдавать. Однако если договоренности с руководством своего вуза у студента нет, то ему имеют права не засчитывать заработанные на стажировке оценки.

В результате студенческого обмена выпускник может получить двойной или совместный диплом.

Вуз сам определяет содержание обучения по уровням «бакалавр» — «магистр», методику обучения, количество кредитов за учебные курсы (дисциплины) и т.д. Что касается ЕГЭ, то он не имеет никакого отношения к Болонской системе.

Между тем, эксперты отмечают, что в этом году российские вузы просто обязаны перейти на болонскую «двойку» бакалавриат — магистратура. С первого сентября в вузы пойдет первый курс по новой системе, однако в огромном количестве учебных заведений набор идет на пятилетку по программам специалитета.

Таким образом, переход на Болонскую систему в России еще окончательно не завершен. У системы есть как приверженцы, так и противники. Пока трудно судить, насколько новая система приживется на российской почве. В любом случае, все ее достоинства и недостатки проявятся только тогда, когда она заработает в российских вузах.