• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Филинов: диплом менеджера не гарантирует руководящую должность

РИА Новости. 29 июля 2010

В интервью идет речь об обучении на факультете менеджмента и профессиональных компетенциях менеджера

Бытует представление, что факультет менеджмента в университете - это факультет экономики-light:все то же самое, только меньше математики и легче учиться. О том, что необходимо для подготовки менеджеров и всякий ли выпускник факультета менеджмента в 22 года может управлять людьми, в интервью РИА Новости рассказывает декан факультета менеджмента ГУ-ВШЭ Николай Филинов.

- Николай Борисович, принято считать, что менеджер - это тот, у кого есть подчиненные. Получается, выпускник бакалавриата факультета менеджмента, кому едва исполнилось двадцать, сразу займет в компании руководящую должность?

- Мы не рассчитываем, что все наши выпускники станут руководителями. Но все они способны работать в качестве рядовых линейных сотрудников аппарата управления компаниями - отделов маркетинга, корпоративной стратегии, управления кадрами. Многие к моменту окончания бакалавриата уже работают, а многие поступают на магистерские программы, где получают дополнительную специализированную подготовку по отдельным направлениям менеджмента - маркетингу, управлению проектами, управлению человеческими ресурсами и так далее.

- То есть управленческое образование по определению предусматривает профилизацию?

- В новом образовательном стандарте по направлению "Менеджмент", разработанном ГУ-ВШЭ как национальным исследовательским университетом, мы предусмотрели возможность "мягкой"профилизации в бакалавриате. Мы исходили из того, что наши абитуриенты не могут сразу сделать выбор, будут ли они заниматься HR, маркетингом или управлением проектами - у ребят просто нет для этого достаточной информации. И приходится иметь в виду, что по окончании бакалавриата они будут конкурировать на рынке с выпускниками других вузов, которые могли получить более глубокую специализированную подготовку по функциональным разделам менеджмента - тому же маркетингу.

Чтобы сохранить дженералистский характер подготовки, но в то же время дать возможность для специализации, мы ввели так называемые "концентрации". Они предусматривает меньшую глубину профилизации по сравнению с профилем, предусмотренным государственным образовательным стандартом третьего поколения:ядро профиля включает 6 дисциплин, "концентрация"- 4. Таким образом, на первых двух курсах студенты будут получать фундаментальную подготовку, на третьем-четвертом - специализироваться по выбранному направлению. Само понятие "концентрации"мы позаимствовали на Западе, у одного из лидеров бакалаврских программ, Уортонской школы бизнеса.

- Сейчас много говорится о перепроизводстве экономистов и управленцев. Есть ли смысл в этой ситуации выбирать профессию менеджера?

- Мы имеем дело с проблемой качества подготовки специалистов, а не с их перепроизводством. Я не припомню ни одного опроса западных бизнесменов, пришедших со своим бизнесом в Россию, где бы говорилось о том, что у нас в стране переизбыток хороших менеджеров. Зато плохих - сколько угодно.

Почему-то среди огромного количества негосударственных вузов, появившихся в 1990-е годы, почти никто не готовит математиков или химиков. А вот готовить менеджеров могут все - считается, что это просто. Приборы и лаборатории не нужны, достаточно компьютеров. Маркетингу можно учить по Котлеру, стратегии - по Портеру. Хорошо еще, если среди преподавателей окажется несколько действующих бизнесменов - вот вам связь с практикой.

Понятно, что в подобной ситуации нет ничего хорошего. Остается надеяться, что, с учетом сокращения контингента поступающих, факультеты, дающие некачественную подготовку, останутся без абитуриентов, и ситуация улучшится.

- Абитуриенты часто встают перед выбором:предпочесть экономический факультет или факультет менеджмента. Существенны ли различия в профессиональной подготовке и последующей деятельности?

- Конечно же, да, хотя бытует представление, что факультет менеджмента - это факультет экономики-light:все то же самое, только математики меньше, а учиться легче.

Однако менеджмент - это не только экономика, но еще и человековедение. Можно быть хорошим экономистом, но совсем не уметь проводить собраний, мотивировать сотрудников, доводить до них свою позицию. Когда менеджер выставляет проект на обсуждение, он старается его "продать", то есть сделать так, чтобы в него поверили, убедились, что он хорош и интересен, и вложили в него деньги. А представление проекта аналитиком есть сбалансированный анализ с указанием сильных и слабых его сторон.

- Какие личные качества необходимы менеджеру?

- Во-первых, предрасположенность к взаимодействию с людьми, вкус к этой работе. Человек, который не любит и не умеет общаться, не сможет работать менеджером.

Во-вторых, готовность нести ответственность за решения, рисковать. Аналитики и консультанты, в конечном счете, не несут ответственности за свои советы. За результаты отвечает человек, принявший решение.

В-третьих, важно желание воплотить то, что обсуждается в теории. Менеджер - это человек, который делает что-то практически.