• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} Ирина Абанкина: Альтернатива ПТУ - прикладной бакалавриат

Радио России. 31 августа 2010

В программе идет речь о проблемах высшего образования

Сегодня в большинстве регионов, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, количество бюджетных, то есть бесплатных мест в вузах, порою в разы превышает количество выпускников средних школ. Об этом сообщила в прямом эфире "Радио России"директор Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина.

По ее словам, в некоторых субъектах Федерации школы выпускают по пять - семь тысяч человек, а институты готовы бесплатно принять 25 - 30 тысяч абитуриентов. В 2004-05 годах эта демографическая проблема касалась только школ, теперь "некомплектность"докатилась до вузов.

Между тем Россия стремительно теряет инженеров и рабочих. В то же время в российских вузах появляются "факультеты безработных". Они выпускают специалистов, которые имеют очень мало шансов по окончании института найти работу по специальности. Перспективы профессионального образования обсуждались сегодня на совместном заседании Госсовета и комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики.

Говоря о возрождении системы профориентации в России Абанкина подчеркнула, что при выборе специальности выпускникам не следует ориентироваться на существующий сегодня рынок рабочих мест и его структуру. "Поступать так - значит прогнозировать себе полное отставание в современном мире. Креативный потенциал самих студентов должен быть залогом их будущего успеха. Студенты еще во время учебы должны обдумывать свой бизнес. Его создание повлечет за собой появление новых рабочих мест, в том числе и для самого выпускника", - пояснила эксперт. Пять - семь лет (бакалавриат + магистратура) - довольно долгий срок, достаточный для научно-технической трансформации, перехода на новые технологии, и новые рабочие места могут появиться в сферах, которые сейчас еще развиты слабо.

"Сейчас будет рывок, связанный с программной инженерией, бизнес-информатикой, нанотехнологиями, энергетикой, и ребята идут на эти специальности, - отметила Абанкина. - Но в любом случае у молодого человека должны быть навыки организации своего собственного дела. Поэтому те знания, которые студенты получают по специальности "менеджер-экономист", свою востребованность сохраняют".

С инженерами сложнее. Действительно, нужно обновлять инженерные специальности, сохранив фундаментальность и воспитав научную элиту, которая могла бы заниматься новыми разработками. В то дже время нужно подготовить тех, кто мог бы обслуживать новейшую технику и оборудование. Оно простаивает и в медицине, и в авиадиспетчерских, и даже сложная бытовая техника требует сейчас грамотных специалистов. В этой связи директор Института развития образования ВШЭ упомянула эксперимент по прикладному бакалавриату. Это первый уровень высшего образования, но ориентированный не на академические навыки, а в первую очередь на практику, на рабочие места, которые требуют современных знаний. Прикладной бакалавриат выпускает либо квалифицированных рабочих, либо управленцев нижнего звена.