• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

И еще раз учиться?

Теории и практики (T&P). 20 сентября 2010

Ректор Высшей школы экономики выступил с докладом на Пермском экономическом форуме 2010

 

В конце прошлой недели прошел Пермский экономический форум. У него длинный и внушительный список участников. Два дня они читали доклады обо всем, от философии власти в экономике до инновационной составляющей экономического роста.

Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики, сделал презентацию о роли образования в экономике // ВИДЕОЗАПИСЬ.

В общем, они расходятся: экономике не нужно столько экономистов, а образованию - столько студентов. Причиной тому - устойчивое общественное мнение как семей, так и работодателей, что без диплома в жизни ничего нельзя добиться.

35% российских предприятий требуют от своих курьеров наличия высшего образования, 80% (в США, для сравнения, - 50-60%) требуют этого от линейных менеджеров. На самом деле, курьер не работает лучше от того, что у него есть диплом. Скорее наоборот.

Семьи всеми силами пытаются дать ребенку высшее образование, без оглядки на его качество и реальную необходимость. Доля «случайных пассажиров», то есть тех, кто не должен учиться вообще, в России 35-40%. Это троечники и двоечники, которые поступили и еле тянут от сессии до сессии. А еще это треть бюджетных расходов на образование, потраченных впустую.

При этом:

  • университеты в России не проводят масштабных исследований,
  • кампусы предлагают очень скверные условия для жизни,
  • отсюда низкая вероятность того, что иностранные студенты массово захотят учиться в этой стране.

Второй момент - учащихся много там, где не надо (в дешевых коммерческих вузах, штампующих посредственных экономистов), и совсем нет там, где надо - в нише квалифицированных исполнителей.

Прикладной бакалавриат - сокращенное высшее, три года обучения, два из которых общеакадемические, один - обучение прикладной специальности. С успехом заменил непрестижные техникумы и колледжи в Европе.

Суть его предложения сжимается до двух пунктов:

  • 1. Ввести «прикладной бакалавриат»: и молодежи не отказываем в причастности к университетской жизни, и троечникам даем более эффективную точку приложения усилий.
  • 2. Роль университета как градообразующего и экономического фактора недооценена: «Есть у вас возможности строить кампусы в городах - стройте. Вокруг них вырастет молодой бизнес, без рекета и взяток».

Предложения очень здравые, а рейтинг Пермского экономического форума растет в наших глазах.