• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Образованию дают открытый урок

КоммерсантЪ. 2010. № 223. 2 декабря

Нынешнюю версию закона «Об образовании» ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов называет «короткой» и сомневается, что ей удастся уменьшить количество подзаконных актов, как это декларировалось в концепции.

Вчера на сайте zakonoproekt2010.ru началось общественное обсуждение проекта нового закона «Об образовании». Накануне президент Дмитрий Медведев в своем послании Федеральному собранию призвал граждан активней участвовать в этом процессе. В среду на сайте было оставлено более 150 замечаний к тексту законопроекта.

В послании Дмитрий Медведев обещал расширить практику общественного обсуждения важных законопроектов по аналогии с законом «О полиции», который первым подвергся подобной процедуре. В ходе обсуждения поступило более 20 тыс. комментариев и замечаний к проекту. Часть из них действительно учли, представив, правда, как предложения лично от президента страны. Однако интернет-обсуждение в итоге не сильно изменило законопроект. Вчера господин Медведев предупредил главу Минобрнауки Андрея Фурсенко, что к предложениям граждан нужно «относиться внимательно, накапливать их и анализировать». Впрочем, президент дал понять, что «по понятным причинам» не все достойные предложения попадут в новый закон.

Законопроект содержит ряд довольно серьезных новаций, касающихся высшей школы.

Прежде всего, он делит вузы на три типа. Если раньше колледжи воспринимались как нечто среднее между школой и ПТУ, то теперь у них полноценный статус вуза: в колледжах будут готовить бакалавров по прикладным, техническим специальностям. Институт имеет право готовить бакалавров (как по прикладным, так и академическим дисциплинам) и специалистов. Университет, кроме этого, получает право готовить магистров и аспирантов. Однако университеты, помимо образовательной деятельности, обяжут всерьез заниматься наукой. В свою очередь, аспирантуру предлагается выделить в категорию послевузовского профессионального образования.

Особо стоит отметить, что в высшей школе больше не будет академий. «Академии, как во всем мире, будут заниматься дополнительным образованием, например, повышением квалификации», — объяснили «Ъ» в Минобрнауки, отметив, что, к примеру, Финансовая академия при правительстве РФ уже переименовалась в Финансовый университет.

Также авторы предлагают отменить большую часть льгот при поступлении в вузы. Как говорится в концепции, сейчас нормативными документами предусмотрено в общей сложности более 200 категорий лиц, имеющих право на льготу. Теперь «преимущественное право зачисления» на бюджетные места будут иметь не больше десятка категорий граждан: сироты, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, «чернобыльцы» и некоторые другие. Причем они смогут воспользоваться льготой только при условии «успешного прохождения вступительных испытаний», то есть не провалив экзамены. Взамен Минобрнауки предлагает право сокращенным льготникам бесплатно заниматься на подготовительных отделениях при вузах.

С экономической точки зрения каких-либо революций законопроект не содержит. Проект действительно провозглашает равенство между государственными и частными образовательными учреждениями, дает возможность создавать образовательные госструктуры и в виде казенных предприятий, а не только автономных учреждений. Однако право определять все подробности нормативов госфинансирования предоставлено правительству РФ — поэтому непонятно, как именно будет организован доступ частных школ и университетов к деньгам местных и федерального бюджетов. Правда, фиксируется норматив финобеспечения высшего образования: его должно хватать на 9% от каждых 100 тыс. населения региона в возрасте от 17 до 30 лет. Установлен и общий механизм распределения госзаказа среди образовательных учреждений — число бюджетных мест для учащихся, которые государство обязано распределить ежегодно на конкурсе в регионе.

Новый закон призван заменить законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», принятые еще в начале девяностых. Как говорится в концепции, документ должен устранить «проблемы и противоречия» действующего законодательства, которое обросло избыточным количеством подзаконных актов.

Однако исчерпывающим сводом законов об образовании проект не выглядит: авторы делают акцент, скорее, на описании юридических основ образовательного процесса в духе Гражданского кодекса, стремясь к максимальному универсализму положений и оставляя все спорные и большую часть содержательных моментов в области регулирования в ведении правительства РФ, региональных и муниципальных властей, Минобрнауки.

Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов активно участвовал в разработке первой, «длинной» версии законопроекта (была представлена в начале 2010 года). Однако ту редакцию документа активно критиковали как во властных структурах, так и в среде работников образования — в том числе и за ее объем. Нынешнюю версию господин Кузьминов называет «короткой» и сомневается, что ей удастся уменьшить количество подзаконных актов, как это декларировалось в концепции. «Пробежав несколько глав, я могу констатировать, что закон состоит в основном из заголовков, — заявил "Ъ" ректор. — Может быть, ознакомившись с текстом более подробно, я изменю мнение, но пока этот закон выглядит сугубо рамочным». Отметим, в этом случае предложенная президентом аналогия с законопроектом «О полиции» действительно оправдана: законопроект «Об образовании» в его «короткой» версии также писался в экспертных кругах ведомства, деятельность которого он в том числе призван реформировать.