• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вузы без барьеров

Ректор ВУЗа. 2011. № 2. 28 февраля

На круглом столе, проведённом по инициативе Российского Союза ректоров, обсуждались вопросы создания доступной для инвалидов среды в российской высшей школе

Вопросы создания доступной для инвалидов среды в российской высшей школе обсуждались на круглом столе, проведённом по инициативе Российского Союза ректоров. В нем приняли участие ректоры высших учебных заведений России, представители органов государственной власти и общественных организаций, эксперты, а также студенты-инвалиды, имеющие конкретный опыт преодоления трудностей, существующих в современной вузовской системе.

Президент Российского Союза ректоров, академик, вице-президент РАН Виктор Садовничий представил итоги опроса «Студенты-инвалиды в российских вузах», проведённого Российским Союзом ректоров с 15 по 30 ноября 2010 г. В опросе приняли участие 214 высших учебных заведений России, что составляет 25% от вузов, имеющих бюджетную форму обучения и дневное отделения. Были получены данные о 8 тысячах студентов-инвалидов. Целью исследования было выявление ключевых направлений активности вузов в области поддержки образовательного и профессионального становления детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья. В итоге удалось зафиксировать параметры лояльности студенческого и преподавательского коллективов к учащимся – инвалидам; существующий уровень развития доступной среды; спектр специальностей, востребованных инвалидами, а также меры, посредством которых вузы обеспечивают возможность получения высшего профессионального образования.

Уровень социальной лояльности вузов

В ходе опроса зафиксирован высокий интерес вузов к вопросам образовательной поддержки инвалидов. Это относится, в том числе, к высшим учебным заведениям, в которых обучение инвалидов не предполагается ввиду специфики специальностей. Отметим, что ряд таких вузов намеревается развивать программы дополнительного образования инвалидов в целях содействия их социализацией. Это позволяет сделать вывод о том, что вопрос поддержки детей-инвалидов является для вузов одним из приоритетов деятельности, а причастность к его решению является значимым фактором социальной ответственности.

Показательным являются параметры лояльности преподавательской и студенческой аудитории к учащимся-инвалидам. Подавляющее число вузов отметили отношение профессорско-преподавательского коллектива как полностью лояльное и дружественное. Лишь в 3% вузов, предоставившие данные, их представители указали на настороженное отношение к студентам-инвалидам у преподавателей. Такими же характеристиками определено отношение студентов к учащимся-инвалидам. Лишь несколько вузов из числа опрошенных отметили в среде студентов настороженность, которая при этом окрашена готовностью прийти на помощь. И хотя «настороженное отношение» в студенческих коллективах к студентам-инвалидам все же имеет место, доля вузов, в которых такое отношения присутствует, незначительна. Лишь 1% опрошенных вузов их представители отметили наличие у отдельных студентов настороженного отношения к студентам- инвалидам не зафиксировано не в одном из опрошенных вузов как среди студенческого, так и среди профессорско-преподавательского коллектива.

Данные показатели позволяют отметить высокую степень лояльности вузовской среды по отношению к учащимся-инвалидам, которая по своим показателям является выше наблюдаемой в ежедневной общественной жизни (диаграмма 1).

Уровень развития доступной вузовской среды

Среди мер, обеспечивающих пребывание студентов-инвалидов в вузах, наиболее распространенной является организация медицинского обслуживания – более 60% вузов, участвовавших в опросе, упомянули ее.

В том числе указывается создание условий для диспансеризации и бесплатного медицинского сопровождения в вузовских поликлиниках, а также организация постоянной работы медицинского пункта. Значительная часть вузов обеспечивает студентов-инвалидов возможностью бесплатного пребывания в профилакториях и санаториях. Подавляющее число вузов в развитие медицинских программ формирует условия для занятий лечебной физкультурой. А значительное число вузов создают спортивные секции для инвалидов по паралимпийским видам спорта и проводят спортивные соревнования.

Большое число вузов уделяет внимание психологическому здоровью студентов-инвалидов, развивая систему мер по их адаптации к коллективу учащихся и требованиям учебного процесса. В ряде вузов работают центры психологической поддержки учащихся-инвалидов, практикуется их индивидуальное сопровождение педагогами-воспитателями.

Также в качестве достаточно распространенной меры вузы называли инфраструктуру доступа. И хотя доля вузов, у которых эта мера имеется в наличии, не превышает половины, она достаточно велика и присутствует более чем на 40% опрошенных вузов.

Однако следует отметить, что на сегодняшний день меры по развитию безбарьерной инфраструктуры ограничиваются узким кругом мероприятий, в числе которых установка пандусов. В ряде вузов установлены специальные лифты. Лишь в отдельных вузах развитие безбарьерной инфраструктуры включает в себя более широкий спектр технических мероприятий. Уместно предположить, что причинами неразвитости безбарьерной инфраструктуры являются трудности финансирования и сравнительно недавний строк широкой актуализации профессионального образования для инвалидов как социальной нормы.

Небольшое число вузов на сегодняшний день способно в достаточной мере решать вопросы оснащения аудиторий специальным оборудованием для инвалидов. Элементами такого оборудования, как правило, называются адаптированные для инвалидов рабочие места в компьютерных классах, и лишь в отдельных случаях – оборудование учебных аудиторий и читальных залов библиотек специальной техникой для слабовидящих и слабослышащих.

Также немногие вузы указывают в качестве предпринимаемых мер издание специально адаптированной для инвалидов учебной литературы. Способом решения данной проблемы избраны современные информационные технологии, благодаря которым вузы развивают сеть электронных ресурсов (например, электронные библиотеки), к которым обеспечивается бесплатный доступ учащихся-инвалидов.

Данные сведения позволяют отметить, что на сегодняшний день развитие доступности вузовской среды для инвалидов находится на начальном этапе. При этом существуют отдельные примеры высоких достижений в данной области. Современный уровень развития информационных технологий отчасти способен компенсировать недостатки системной образовательной поддержки инвалидов.

Большая часть вузов-респондентов отметила, что важным способом реализации инициатив в области развития безбарьерной среды для них является встраивание в соответствующее  данной теме региональные программы, общественные проекты и бизнес-инициативы.

С одной стороны, этот факт свидетельствует о высокой заинтересованности вузовской корпорации и общества в целом в решении вопросов образовательной поддержки детей-инвалидов. Однако, с другой, говорит о необходимости формирования системной политики государства в данной области, которая содержала бы единые стандарты, механизмы реализации и стимулирования подобной деятельности.

Подавляющее большинство вузов заявило о необходимости развивать межвузовское взаимодействие, а так же сетевое взаимодействие вузов, государств, общественных институтов и бизнеса в области поддержки инвалидов, которое фокусировалось бы в едином координационном центре.

 Программы поддержки инвалидов

Результаты опроса свидетельствуют о том, что значительное число вузов сформировало собственные программы образовательной поддержки детей-инвалидов. Следует отметить ряд особенностей таких программ.

Данные программы являются комплексными и включают в себя образовательную, социально-психологическую, профориентационную, материальную и оздоровительную компоненты.

Образовательная компонента данных программ выходит за рамки вузовской программы и охватывает образовательную работу с детьми-инвалидами на довузовском этапе. Подавляющее число вузов взаимодействует с коррекционными образовательными учреждениями, распространяя на школы-интернаты программы поиска и развития талантливых детей в формате лекториев, олимпиад, психолого-педагогических занятий. С использований опыта работы в школах-интернатах студенты и аспиранты осуществляю написание курсовых, дипломных и диссертационных работ.

Программы основаны на применении современных информационных и коммуникативных технологий: подавляющее большинство вузов в целях образовательной поддержки детей развивают дистанционные формы образования, создавая для этого собственные ИТ-платфомы, а также формируют системы интернет-ресурсов, включающих в себя электронные библиотеки и иные вузовские порталы.

Значительная часть вузовских программ содержит в качестве перспективных планов соединение образовательной и профессиональной ориентации детей-инвалидов, которая предполагает, наряду с обучением, их профессиональную ориентацию и содействие трудоустройству. Характерной чертой ряда вузовских программ по поддержке инвалидов является взаимодействие с деловым сообществом по формированию локальной системы трудоустройства, гарантирующей выпускникам-инвалидам устойчивую базу полноценной интеграции в общество. Однако следует отметить, что такие начинания характерны для инициативных вузов, расположенных в экономически и социально развитых регионах.

Данные программы предполагают переподготовку преподавателей, направленную на овладение компетенциями работы с учащимися – инвалидами и позволяющую учитывать их особенности в образовательном процессе. На сегодняшний день в ряде вузов работают персональные академические консультанты инвалидов, а дополнительные занятия с учащимися данной категории являются нормой.

Большое место в программах занимает курс на поддержку физического здоровья студентов-инвалидов, включающих, наряду с медицинским обслуживанием, активное их участие в занятиях адаптивной физкультурой. Ряд вузов развивает широкое спортивное движение учащихся с ограниченными возможностями здоровья, организуя вузовские и межвузовские спортивные соревнования.

Особенностью деятельности вузов в области образовательной поддержки инвалидов является формирование особой среды, предполагающей полноценное включение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в жизнь студенческого коллектива. В рамках данного направления вузовские программы предполагают работу вузовских волонтерских команд, помогающих инвалидам в ежедневном быту. Вузовские мероприятия культурно-массовой и творческой направленности проектируются с учетом участия в них инвалидов.

На основании вышеозначенных параметров можно сделать вывод о том, что в вузах в целом преобладает настроение проводить в жизнь инклюзивную политику относительно студентов-инвалидов.

Данные опроса также позволяют сделать вывод о том, что на сегодняшний день вузами проводится большая работа, направленная на содействие социализации детей-инвалидов через образование и профессиональную подготовку.

С уверенностью можно утверждать, что российские вузы в полной мере восприняли интеллектуальное попечительство над детьми с ограниченными способностями здоровья в качестве социальной ответственности вышей школы (диаграмма 2).

В отношении перспективных планов по развитию доступной вузовской среды наиболее распространенным инструментом названо расширение дистанционных форм и программ обучения. Этот инструмент присутствует в планах более чем 40% опрошенных вузов (диаграмма 3).

Потенциальные задачи

В числе задач, решение которых будет способствовать эффективному развитию доступной среды в высшей школе, согласно результатам опроса, отмечены:

1. Активизация политики государства в области социализации инвалидов – во взаимодействии с общественными и деловыми институтами. В том числе вузами отмечена необходимость оптимизации баланса государственных усилий в области социального обеспечения инвалидов с мерами по формированию возможностей их самостоятельного образовательного и профессионального становления.

2. Активизация информационной работы. В том числе отмечены необходимость информирования детей-инвалидов о возможностях получения профессионального образования в России, а также восполнения недостатков медиариторики, в которой слишком незначителен вектор формирования реальной общественной толерантности по отношению к гражданам с ограниченными возможностями здоровья.

Повышение толерантности общества. По мнению вузовского сообщества, на сегодняшний день российское общество демонстрирует недостаточную готовность к полной интеграции сограждан с ограниченными возможностями здоровья. Толерантность общества по отношению к инвалидам сопрягается с настороженностью по отношению к их профессиональной и общественной активности. Участники опроса особо выделили стереотипы деловых кругов в оценке профессионального потенциала инвалидов: промышленники и предприниматели. Как правило, воспринимают вопрос трудоустройства инвалидов как «социальную нагрузку», не осознавая высокого кадрового эффекта привлечения специалистов с ограничениями здоровья.

Спектр специальностей, востребованных инвалидами

Важным результатом опроса является фиксированное спектра специальностей, по которым вузы развивают программы профессионального образования студентов-инвалидов.

Круг востребованных специальностей гораздо шире традиционных представлений. Следует отметить, что инвалиды обучаются по всем укрупненным группам специальностей. Однако наиболее популярны среди них такие специальности, как «Экономика и управление», «Здравоохранение», «Образование и педагогика»: доля студентов-инвалидов, обучающихся по этим специальностям, превышает 55% от общего числа студентов-инвалидов, о которых были получены данные в ходе анкетирования (диаграмма 4).

Поддержка инвалидов выгодна государству

Руководитель РА «Социальный навигатор» Ирина Ясина заявила, что общество должно создавать для инвалидов все условия, чтобы их таланты могли реализоваться в полной мере. Но Россия в этом очень сильно отстает от зарубежных стран. Для преодоления этого отставания нужно построить соответствующие устройства, уделять большее внимание инвалидам. И эти проблемы могут быть решены.

Поддержка инвалидов выгодна для общества, сказал в своем выступлении Ярослав Кузьминов, ректор ГУ-ВШЭ, председатель Комиссии Общественной платы Российского Федерации по развитию образования. Либо государство полностью содержит инвалидов, либо они работают и платят налоги. И в том, чтобы люди с ограниченными работниками, роль вузов колоссальна. Прежде всего, человек должен узнать о возможностях вузов, что должно быть представлено на их сайтах. Интернет  – этап олимпиад, по мнению Кузьминова, это тоже шаг навстречу с ограниченными возможностями, который поможет им поступить в вуз.

В большинстве вузов материальная среда, к сожалению, не приспособлена к обучению инвалидов, в планах материального развития университетов заложены создания условий для инвалидов, но что делать со старыми зданиями? Я. Кузьминов предложил ректорам выделять 20 % средств, предназначенных для капитального ремонта, на повышение доступности профессиональной среды для инвалидов. «И нельзя забывать о доступных общежитиях, надо подумать о встроенных микрокапсулах для инвалидов внутри учебных корпусов университетов»,  - добавил Кузьминов.

Ярким примером поддержки инвалидов является деятельностью МГТУ им. Н.Э. Баумана, где имеется одна из самых сильных программ. Об этом рассказал президент университета Игорь Федеров:«В 1934 г. в порядке эксперимента нас попросили обучить несколько ребят с дефектами слуха. Сначала было всего 5 человек, а сейчас есть специальный центр обучения слабослышащих людей, где обучаются почти 300 человек. Причем все они получают полноценные дипломы инженеров, выпускников баумановского университета, их трудоустройство – 100-процентное. Работодатели знают наших выпускников и охотно их принимают.

Мы разработали специальную методику обучения ребят, постепенной их адаптации и встраивания в жизнь университета. Первый год - это чисто адаптация, 2 курса они обучаются в специальных группах, а 3 - 6-й курсы они учатся в обычных группах. Ребята относятся к ним прекрасно, помогают, и к концу обучения они становятся полноценными участниками студенческой жизни».

Методики работы со слабослышащими детьми, разработанные в МГТУ им. Н.Э. Баумана, получили международное  признание. В университет приезжали перенимать опыт специалисты из Америки, Японии и Китая. Единственная проблема, которую пока не удается решить, как признал И.Федоров, - это медицинская реабилитация инвалидов.

Трудно решаемой для российских вузов является и проблема оснащения старых учебных корпусов приспособлениями для инвалидов. Это очень дорогостоящая процедура. Но, как напомнил Виктор Садовничий, сейчас правительством рассматривается Программа «Доступная среда» на 2011-2015 гг., и ряд университетов выступили с инициативой включить туда создание доступной среды в высшей школе. «Эта программа будет иметь достаточное финансирование, и мы можем включиться в её реализацию, приобщив к ней заботу о трудоустройстве и медицинском обеспечении инвалидов», - сказал В. Садовничий.

Кроме того, вузам необходимо готовить педагогов для работы с детьми-инвалидами, которые должны иметь возможность получиться полноценное образование и в дальнейшем чувствовать себя равноценными членами нашего общества.