• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В чём сила, школа?

Вечерняя Москва. 2011. № 37. 3 марта

Повышение требований к результатам работы начальных, средних и профессиональных образовательных учреждений - такова главная задача "Программы развития системы образования в Москве на период с 2012 по 2016 год"

Власти Москвы намерены ввести в городе собственный стандарт качества образования. Он предполагает повышение требований к результатам работы начальных, средних и профессиональных образовательных учреждений. Такова главная задача «Программы развития системы образования в Москве на период с 2012 по 2016 год».

Каким должно стать образование в ближайшие пять лет? Качественным, инновационным, передовым… «Наша задача, чтобы лозунг «Качественное обучение в лучших школах Москвы стало доступно каждому столичному ученику!» перестал быть утопическим», – считает руководитель Департамента образования города Москвы Исаак Калина.

В марте на заседание столичного правительства должен быть вынесен проект новой программы развития системы образования на ближайшие пять лет.

Сейчас в педагогическом сообществе идут активные консультации по содержанию будущей программы.

Одно из заседаний экспертного совета по обсуждению программы прошло в школе № 1259 Центрального административного округа. В нем приняли участие лучшие педагоги столицы, ректоры высших учебных заведений, руководители Департамента образования города Москвы, члены правительства города.

По словам руководителя Экспертного совета – ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, – у Москвы есть все предпосылки, чтобы давать качественное образование.

– Затрачивая больший ресурс, чем другие города, мы в Москве получаем не такой высокий уровень знаний школьников, какой бы нам хотелось видеть, – считает Ярослав Кузьминов. – Почти половина родителей школьников недовольна качеством обучения, а ведь в учебных заведениях работают прекрасные педагоги, классы оснащены современным оборудованием. Видимо, этого оказывается недостаточно, чтобы выравнять условия получения образования детьми и подростками из центральных школ города и из школ, расположенных в отдаленных спальных районах.

Нужно от практики помощи сильным учебным заведениям переходить к практике помощи слабым.

Как же планируется решать проблему неоднородности качества работы московских средних общеобразовательных учреждений? Во-первых, создавать крупные учебные комплексы, объединяя сильные учебные заведения и слабые. Во-вторых, как считает Исаак Калина, «делегировать для передачи опыта директоров передовых школ в малопопулярные, то есть задействовать тот потенциал, который сейчас используется не полностью». В-третьих, изменить систему подготовки педагогических кадров.

По мнению Ярослава Кузьминова, в 17 лет молодой человек, поступая в педагогический институт, вряд ли осознанно собирается идти работать в школу. Скорее он просто хочет получить хорошее образование. А в 20 лет желание стать учителем может быть уже осознанным. Поэтому рациональнее открывать не педагогический бакалавриат, а педагогическую магистратуру.

Проект будущей программы столичного образования предполагает внедрение в школах программ для развития социального и межкультурного взаимодействия обучающихся; введение «креативных предметов»; обязательную организацию проектной деятельности в начальной и основной школе. Кроме того, планируется создание системы поддержки освоения мигрантами русского языка и городской культуры.

По данным статистики, за период между переписями населения 1989 и 2002 годов численность армянской и грузинской общин в Москве выросла в 2,8 раза, азербайджанской и молдавской – в 5 раз, чеченской – в 7 раз, таджикской – в 12 раз, вьетнамской – в 14 раз, китайской – в 35 раз. Во многом из-за этого в Москве стали появляться школы, адаптированные под мигрантов.

– Подобного допускать не нужно, – считает Ярослав Кузьминов. – Чтобы помочь детям мигрантов освоиться в столичных школах, можно направлять их в адаптационные центры, где они будут изучать русский язык, а также знакомиться с русской культурой.

Количество детей-мигрантов не должно составлять больше 20 процентов от количества учеников в классе.

Что касается финансирования средних общеобразовательных учреждений, то, как следует из проекта программы, получать деньги они будут в зависимости от объема и качества оказываемых услуг, то есть исходя из количества учеников и их успеваемости.

Деньги учебному заведению будут выделяться не просто через смету, а с учетом ее достижений: более высокий результат обучения принесет школе дополнительное финансирование.

Говорится в программе развития образования на 2012–2016 годы и о поддержке московского учительства.

Власти города обещают педагогам регулярный рост зарплаты, выделение грантов на исследовательскую и проектную деятельность, страхование жизни, финансирование индивидуальных планов профессионального развития и введение статуса «педагогмастер» для педагогов высокого профессионального уровня.

– Если мы будем требовать от педагогов качественной работы, то должны понимать, что человек, имеющий нагрузку в 1,5–2 ставки, не в состоянии повышать свой профессиональный уровень, у него не остается времени, – говорит проректор ВШЭ Исаак Фрумин. Перегрузки в работе учителей надо убирать, при этом не сокращая их зарплаты.

Прямая речь 
     Ольга ГОЛОДЕЦ, заместитель мэра Москвы:

– Москвичи предъявляют высокие требования к качеству образования. У столичных школ есть все возможности, чтобы это качество обеспечить. Именно для этого разрабатывается новая программа развития столичного образования. Требования москвичей более жесткие, чем в среднем по стране, и мы хотим этот стандарт приумножить. Московское образование имеет очень широкую палитру. Много очень интересных авторских школ, которые учитывают интерес ребенка.