• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дважды образованные

Аргументы и факты. 18 июня 2008

Василий Солодков уверен, что программы профессиональной переподготовки интересны корпоративным заказчикам, но мало предназначены для "общего доступа". Банковским институтом ГУ-ВШЭ были разработаны такие программы для сотрудников Банка России.

Новый "круглый стол" в "АиФ" был посвящён дополнительному образованию. Ведущий Александр Вильсон поставил перед его участниками вопрос: "Что и в каком случае нужно "взрослому студенту" и его работодателю?"

Вам, работодатели

"Второе высшее образование — для тех, кто работает в должности не по профилю, — рассказал Валерий Абрамов. — Это 3—4 года учёбы и госдиплом специалиста. Профессиональная переподготовка — дополнительная квалификация. Сюда входит и МВА — "Мастер делового администрирования". Время обучения — не менее 2 лет. Есть программы по 500 часов или от 6 месяцев. В итоге вы получаете государственный диплом о профессиональной переподготовке для выполнения нового вида профессиональной деятельности, можете рассчитывать на должности специалистов и руководителей среднего звена. Программы повышения квалификации — курсы от 72 до 200 часов, документ — удостоверение или свидетельство".

Юрия Карабасова интересовало, что тормозит дополнительное образование? Есть ли возможность "учиться вторично" бесплатно?

Всё чаще работодатель требует документального подтверждения тех или иных навыков соискателя.

Ирина Садкевич рассказала, что Московская финансово-юридическая академия участвует в открытых конкурсах на право оказания услуг по организации обучения кадров. Так, программа "Основы компьютерной грамотности" позволит получить международный сертификат по программе ECDL/ICDL бесплатно.

Василий Солодков уверен, что программы профессиональной переподготовки интересны корпоративным заказчикам, но мало предназначены для "общего доступа". Банковским институтом были разработаны такие программы для сотрудников Банка России. По мнению Солодкова, для того, чтобы занять руководящую должность, необходима программа МВА, на которую приходят хорошо мотивированные слушатели в возрасте 30—40 лет, в то время как 2-е высшее и магистратура должны быть больше ориентированы на молодых, только закончивших вузы выпускников.

Константин Хомкин заметил, что академическое наполнение программ переподготовки, магистратуры и МВА факультета инновационно-технологического бизнеса АНХ во многом схоже. Содержание программы — вот что в первую очередь интересует поступающего. На втором месте стоят цена обучения и репутация вуза и лишь потом — тип диплома. Репутация диктует цены: преподаватели ФИТБ АНХ будут бесплатно консультировать слушателя и год, и два после окончания программы, но диплом он получит, когда сомнений в его квалификации не будет.

Наталья Епишкина сделала акцент на том, что сейчас осталась уникальная возможность получить диплом специалиста (особенно в области финансов и юриспруденции) в 2008/2009 учебном году. Ведь потом срок получения второго высшего увеличится до 4 лет (вместо 3 возможных), а выпускникам вузов будет присваиваться квалификация "бакалавр".

На второе — МВА

Алла Грабовская придерживается мнения, что второе высшее в области управления или МВА важно для людей, имеющих первую фундаментальную специальность. "На МВА, — отметила она, — люди приходят не только за знаниями, а прежде всего за бизнес-средой, в которую они погружаются во время занятий. При этом они уже должны иметь опыт управления. Неслучайно при наборе слушателей на британскую программу МВА в ЛИНК необходим не менее чем 3-летний управленческий опыт, а на российскую программу МВА — 2-летний".

С этого года несколько вузов обучают по британской программе второго высшего образования на русском языке. Уважаемый западный университет даёт право вести обучение на русском и подтверждает его окончание своим дипломом.

Лариса Карташова, проректор по международным связям и развитию Института экономики и финансов "Синергия", считает, что повышение требований к таким учащимся — процесс закономерный. Ведь наш рынок МВА — часть международного, а 7 российских бизнес-школ аккредитованы международной Ассоциацией МВА (АМВА). "У нас обращают внимание не только на интеллектуальный уровень и опыт управленческой работы, но и на лидерские качества бизнес-абитуриента, — поясняет Карташова, — ведь он будет профессиональным менеджером высшей квалификации, а значит, он должен быть человеком публичным, социально-ответственным, уметь отстаивать и лоббировать не только интересы своей компании, но и бизнес-общества в целом. А это позволит повысить конкурентоспособность и прибыльность его собственного дела".

За 9 лет, которые МВА существует в России, наши "школы для больших начальников" накопили немалый опыт. Однако пока за бизнес-дипломом приходится ехать в Москву и Санкт-Петербург…

Участники "круглого стола":

  • Вильсон А. Л., президент Ассоциации негосударственных образовательных организаций регионов России;
  • Моисеев А. Н., директор Ассоциации негосударственных образовательных организаций регионов России;
  • Карабасов Ю. С., первый зампредседателя Комитета Госдумы РФ по образованию;
  • Абрамов В. Л., директор центра управления качеством Московской международной высшей школы бизнеса "МИРБИС";
  • Епишкина Н. В., проректор Московской финансово-юридической академии;
  • Садкевич И. В., директор Института повышения квалификации Московской финансово-юридической академии;
  • Грабовская А. Т., директор московского филиала Международного института менеджмента ЛИНК;
  • Карташова Л. В., проректор по международным связям и развитию Института экономики и финансов "Синергия";
  • Стукалова И. Б., проректор по учеб но-методической работе Института экономики и финансов "Синергия";
  • Хомкин К. А., замдекана факультета инновационно-технологического бизнеса Академии народного хозяйства;
  • Хасьянова Е. А., начальник отдела маркетинга факультета инновационно-технологического бизнеса Академии народного хозяйства;
  • Солодков В. М., директор Банковского института Государственного университета — Высшей школы экономики;
  • Евтушенко А. А., ректор учебного центра "Новое образование-2";
  • Белогуров А. Ю., руководитель Центра высшего и послевузовского образования Федерального института развития образования.