• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Пинская: очереди в первые классы - следствие поддержки лучших школ

РИА Новости. 20 апреля 2011

О некоторых проблемах школьного образования в интервью РИА Новости рассуждает ведущий научный сотрудник Института развития образования НИУ ВШЭ Марина Пинская

На днях Мосгорсуд отменил действующий порядок приема первоклассников в школы. Преимуществ у детей, которые живут рядом со школой или чьи братья и сестры уже там учатся, больше не будет. Эксперты заявляют: это еще более обострит ситуацию в "борьбе" за хорошую школу. Как решить проблему, в интервью РИА Новости рассуждает ведущий научный сотрудник Института развития образования НИУ ВШЭ Марина Пинская.

- Марина Александровна, мест для первоклассников в школах Москвы достаточно. Только в одни школы - очереди, а другие - родители стороной обходят.

- Поляризация школ неизбежна - и происходит в любой стране и любом регионе. Школы с сильными кадрами и руководством притягивают сильных учеников: у них хорошая репутация, в них приходит много детей, и, естественно, такие школы формируют свой контингент отбором.

Школы с плохой репутацией не будут сильно разборчивы и возьмут всех, кто пришел, и у них в перспективе - дальнейшее ухудшение ситуации: набрав слабых детей, они показывают низкие результаты подготовки. Другое дело, что государство обычно регулирует эту систему - оно не может себе позволить, чтобы школа работала как социальный лифт, ведущий вниз, поэтому разрабатываются программы поддержки, корректирующие ситуацию...У нас таких программ пока нет.

- А не преувеличена ли проблема слабых школ? Сколько их? Вы проводили соответствующее исследование...

- По нашим данным, в разных регионах таких школ от 5 до 30 процентов. Можно было бы подумать, что там, где их всего 5 процентов, все хорошо. Но это не совсем так. Дело в том, что важно понимать, что происходит в других школах. Как правило,10-20 процентов из них - элитные учебные заведения с замечательными результатами. А остальные? По некоторым регионам видно, что еще четверть школ балансирует на грани неуспеха. Средние баллы ЕГЭ там невысокие - это не двойки, но они далеки от приличного уровня образования.

- Можно ли ожидать, что ситуация с очередями будет обостряться - поляризация между сильными и слабыми школами усилится?

- Это зависит от политики в сфере образования. У нас до сих пор был лозунг и ставка на поддержку лучших, сильных, победителей - министр Андрей Фурсенко говорит об этом постоянно. Но нужно понимать: ответной реакцией будут очереди - все хотят получить самое лучшее.

Если бы слабые школы поддерживались, через какое-то время очередей стало бы меньше - спрос стал бы перераспределяться. Думаю, среди тех детей, чьи родители хотят записать их в хорошую математическую школу, две трети не смогут учиться в ней - не потянут.

Очереди, на мой взгляд, во многом следствие перекоса, когда внимание сосредоточено на лучших учебных заведениях. А у родителей - прагматичный расчет, они понимают: в хорошей школе их детям обеспечат высокие результаты ЕГЭ, и не придется им нанимать репетиторов.

Ну и, конечно, люди сильно напуганы плохими школами - в Москве они тоже есть, их немного, но ими надо заниматься.

- А что конкретно делать со слабыми школами - работать с кадрами?

- Да, на первом месте - учителя, руководство школы. Мировая практика показывает: ситуация управляема и поправима. Учителя проходят курсы повышения квалификации. Школа получает поддержку в плане образовательных программ и оснащения, ей помогают вузы, музеи, партнерские школы - вокруг школы формируется система поддержки...

- Совместный проект РИА Новости и Высшей школы экономики"Социальный навигатор" предполагает создание рейтинга школ. Как вы оцениваете этот проект в ситуации с большей популярностью одних школ по сравнению с другими?

- При подготовке любого рейтинга важно понимать, с какой целью и для кого он делается. Можно, конечно, подготовить рейтинг по баллам ЕГЭ - но ведь и без него известна топ-десятка лучших школ в любом городе. Вот меня знакомые спрашивают, есть ли у нас школы, которые выдают аттестат, признаваемый зарубежными университетами? Можно составить рейтинг таких вот школ... А можно составить рейтинг школ с сильным естественнонаучным компонентом - и он будет востребован родителями. Есть у нас и социально-ориентированные школы - для детей, кому нужен особый подход, их нельзя мерить по баллам ЕГЭ.

Мне кажется, было бы интересно подготовить типичные "портреты" школ, отвечающих разным запросам, - школы для непростых детей, требующих внимания к их психологическим особенностям, школы для одаренных детей, для детей с математическими способностями и другие. Если выстроить такую линейку - описать тип задач, решаемых школой, - картина будет объемной.

И еще. Важно учитывать то, какого ребенка школа взяла и с какими результатами она его выпустила. Британцы называют это value added, "добавленная стоимость". В Англии в свое время стали публиковать результаты школ - это называлось легальной таблицей, - а потом поняли: надо учитывать не только абсолютные показатели, но и показатели прироста - по отношению к школе это справедливо.