• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ЕГЭ: больше пользы, чем вреда

Московские новости. 22 июня 2011

Опубликована статья декана Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ Сергея Филоновича

Образование - одна из самых консервативных подсистем общества. Причин у этого обстоятельства множество. Одна из важнейших состоит в том, что каждое поколение полагает: уровень его образования вполне приемлемый и, следовательно, способ, каким оно было получено, вполне удовлетворителен. Значит, не стоит ничего менять.

Между тем общество развивается, происходят радикальные изменения, которые не могут не влиять и на систему образования. В наши дни это интернет, демографическая яма, социально-экономические проблемы поступления выпускников сельских школ в вузы и пр. Делаются попытки решать возникающие в связи с этим проблемы. Одна из них - введение ЕГЭ.

Только что прокатившиеся по России скандалы, связанные с очередной сдачей единого госэкзамена, и последовавшая за этим дискуссия показывают уровень осознания социальных проблем нашими гражданами. Самая радикальная из предлагавшихся мер по борьбе с жульничеством при сдаче ЕГЭ - это его отмена. Мне такое предложение напоминает анекдот о самом радикальном лекарстве против головной боли - гильотине.

При сдаче ЕГЭ жульничают. А при традиционной сдаче выпускных и вступительных экзаменов жульничества не было? Вряд ли хоть один здравомыслящий человек ответит на этот вопрос отрицательно. Правда, выявлять факты обмана при старой схеме сдачи экзаменов было куда труднее.

ЕГЭ ставит выпускников средних школ в равные условия. Теперь можно подавать документы сразу в несколько вузов. Это же несбывшаяся мечта людей моего поколения! При этом поступающие избегают изматывающей серии выпускных, а затем вступительных экзаменов. В 1960-1970-е годы выпускник для поступления в вуз с июня по август мог сдавать около 20 экзаменов!

Относительно фальсификации результатов ЕГЭ могурассказать забавную историю. В первый год эксперимента по приему в вузы по результатам ЕГЭ в Высшую школу экономики, которая была одним из разработчиков системы ЕГЭ, из одного региона России приехали поступать сразу 100 человек со стопроцентными ЕГЭ. Было понятно, что большая часть документов фальсифицирована. Но доказать это университет не мог.

Тогда было принято решение: всю сотню "отличников" зачислить, но одновременно принять за счет финансовых ресурсов вуза 100 кандидатов, подготовку которых можно было достоверно оценить. Дело в том, что в ВШЭ действует не традиционная семестровая система обучения, а модульная, которая не предусматривает сессий. В течение трехмесячного модуля изучаются три дисциплины, экзамены по которым студенты сдают сразу по окончании модуля. (Так экономится время на традиционных сессиях.) Тонкость состоит в том, что студент, получивший неудовлетворительно по одной из дисциплин модуля, не имеет права пересдать экзамен до окончания всех трех экзаменов. А вот если он получает три "неуда", то отчисляется автоматически. Увы, это и случилось практически со всеми "отличниками", зачисленными со стопроцентным ЕГЭ. На их места перешли кандидаты.

Замечу, что больше подобных массовых инцидентов в ВШЭ не было: всем стало ясно, что бессмысленно платить деньги за фальсификацию ЕГЭ для поступления в престижный вуз, если ты не сможешь в нем учиться.

Кстати, ВШЭ проводила эксперимент по повторному написанию ЕГЭ по математике уже зачисленными первокурсниками (это делали и другие вузы). Результат оказался примечательным: более 80% зачисленных подтвердили свои баллы. Если учесть, что любой экзамен характеризуется элементом случайности, то это хороший результат, показывающий, что математическая подготовка поступающих в наш университет относительно приличная.

Я столь осторожно оцениваю математическую подготовку поступающих, потому что общий уровень знания математики у выпускников средних школ действительно снижается. Но это вовсе не последствие введения ЕГЭ, а системный дефект, обусловленный целым комплексом причин, о которых нужно говорить отдельно.

Так что реакция общественности на события, связанные со сдачей ЕГЭ этим летом, избыточно эмоциональна. С мошенничеством надо бороться, не выплескивая вместе с грязной водой из ванночки ребенка. Если проанализировать ситуацию, избавившись от эмоций, пользы от ЕГЭ больше, чем вреда. И не будем забывать, что сдача экзаменов не самоцель образования. Значит, не надо сводить изучение предмета к подготовке к ЕГЭ.