• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Откровения учителей-испытателей

Республика Башкортостан. 20 августа 2008

Авторской группой под руководством профессора А. А. Данилова из Московского педагогического государственного университета представлен новый учебник для 11-х классов "История России. 1945 — 2007 годы", а также учебник "Обществознание. Глобальный мир в ХХI веке" для 11-го класса под редакцией профессора Высшей школы экономики Леонида Полякова.

Новые учебники по истории и обществознанию освобождают молодое поколение от комплекса гражданской неполноценности
Пожалуй, нет другой, более сложной для понимания дисциплины, нежели история. Кто может поручиться, что в школьных классах мы изучаем именно то, что происходило на самом деле? Ведь даже то, что случилось совсем недавно, на памяти всего лишь одного поколения, было перелицовано наизнанку.

В июне прошлого года в Москве состоялась конференция по актуальным вопросам преподавания истории и обществознания, с участниками которой встретился президент В. В. Путин. Он открыто сказал о серьезных проблемах подготовки специалистов, учителей, а также написания достойных учебников, которые освещали бы современный период истории и сегодняшние проблемы общество- знания. Спустя полгода авторской группой под руководством профессора А. А. Данилова из Московского педагогического государственного университета был представлен новый учебник для 11-х классов "История России. 1945 — 2007 годы", а также учебник "Обществознание. Глобальный мир в ХХI веке" для 11-го класса под редакцией профессора Высшей школы экономики Л. В. Полякова.

Первыми в Башкортостане апробацию этих учебников провели два талантливых и неравнодушных педагога из Стерлитамака — Е. Л. Вахрушев и Г. Е. Михеева. Оба они работают в городской гимназии № 1, оба являются педагогами-новаторами, и общий взгляд на вещи, кроме того, объединил их в одну семью. В 2006 году Г. Е. Михеева стала победителем конкурса "Лучший учитель России" и обладателем 100-тысячного гранта Президента РФ. В 2007 году этой же чести удостоился Е. Л. Вахрушев. Их имена были отправлены в Федеральный банк знаний при Российской академии образования, результатом чего стало приглашение педагогов в декабре 2007 года в Москву на семинар по актуальным вопросам преподавания новейшей истории и обществознания. Семинар проводило издательство "Просвещение" совместно с Министерством образования и науки РФ. Со всей России было приглашено десять учителей истории и столько же учителей обществознания, им были представлены пробные экземпляры новых учебников для "обкатки" в школах.

С моими собеседниками мы говорим об их новом опыте, впечатлении от экспериментальных учебников.

— Евгений Леонидович, давайте начнем с вашего предмета — истории. Скажите, что за чехарда происходит с учебниками по истории страны?

— Последние 15 лет практически заново создавались учебники по истории России ХХ века, потому что это история государства, которое было частью Советского Союза. Однако этим проблема не решалась, потому что используемые учебники освещали в лучшем случае отрезок времени по 2002 — 2003 годы, причем поверхностно. А ведь необходимо дать учащимся возможность познакомиться с нынешними событиями, и это важно, так как стоит задача социализации нашей молодежи. Она как раз и решается преподаванием обществознания и истории России.

Кроме того, понятие демократии очень своеобразное. В конце восьмидесятых — начале девяностых очень многие стали думать, что демократия — это возможность делать все, что пожелаешь. И тогда авторы учебников стали писать несусветицу, лишь бы обратить на себя внимание.

— Например?

— Ну, вот, в частности, что не Гитлер напал на Советский Союз, а Сталин — на Германию. Отсюда, кстати, появилось чудовищное утверждение, попавшее в вышедший в то время учебник, что коренный перелом в ходе Второй мировой войны произошел не под Сталинградом и под Курском, а, оказывается, в Африке под Эль-Аламейном! Стало модно выискивать темные стороны своей истории и в то же время всячески критиковать и затаптывать все то положительное, что в течение ХХ века было достигнуто страной. Имея такие учебники, говорить о гражданственности, патриотизме молодого поколения просто не приходилось.

— Кто же позволяет, чтобы такие учебники увидели свет?

— Организации, которые специально занимаются анализом учебной литературы и допускают их к учебному процессу, — это Российская академия образования и Российская академия наук. Именно там ставятся два грифа: "Учебник рекомендован" и "Учебник допущен к использованию в образовательном процессе". Только за последний год было отбраковано около 80 представленных учебников. И сейчас этот отбор идет, и раньше был, но отбирают ведь из того, что есть. Например, утверждены учебники Волобуева, Левандовского, анализирующих материал только до 2002 — 2003 годов.

Что касается новых учебников, которые мы апробируем, то одна из основных задач, которые они решают, — это формирование гражданской идентичности. Здесь поневоле процитируешь В. В. Путина: "Нашей стране незачем переживать за свою историю. И своей историей, признавая субъективные факты и трудности, мы можем и должны гордиться".

— Каково быть в роли учителя-испытателя?

— Учебники, тот и другой, отпечатаны тиражом в 1000 экземпляров. Нам предложили апробировать их в своих классах, учебных заведениях. Каждый день мы вели дневники апробации, еженедельно отсылали материалы на основе этих дневников, а в марте вновь собрались в Москве, чтобы вручить авторскому коллективу все наши замечания и предложения по доработке этих учебников.

— Это какая-то новая схема работы?

— Издательство "Просвещение" и раньше проводило апробацию учебников, но сейчас это проводится совершенно в другом масштабе, чем раньше. В марте все замечания были разделены на три группы, одна из которых — это неточности, опечатки, которые нужно устранить немедленно, вторая группа касается наших предложений внести какие-то новшества. Но они будут не в первом издании, а во втором, поскольку если РАН и РАО одобряют учебники, вносить серьезные изменения в них уже нельзя. Мы предлагали расширить материал по каким-то вопросам, но поняли, что это нереально, потому что иначе школьный учебник превратится в трехтомник и станет учебником для вузов.

— Устраивают ли вас эти учебники в принципе?

— Любой учитель знает, что идеального учебника быть не может. Но к идеалу стремиться надо. На современную Россию здесь дается десять параграфов объемом около 130 страниц, и это конкретный материал, актуальный. Как показала апробация, ученикам гораздо интереснее изучать современную историю своей страны, нежели любую другую, потому что это происходит непосредственно с ними, это их история, история нынешнего молодого поколения.

Комплекты отличаются еще одной интересной вещью: кроме собственно учебника, выпускается учебный комплект, куда входят книга для учителя, программа для этого учебника, методическое пособие для учителя, а также прекрасный комплект карт. Это как раз то, с чем школа испытывает трудности: сначала вообще не было карт, а когда они появились, то по таким ценам, что приобретать их было невозможно. В нынешний комплект входит восемь карт, они двойные: на обратной стороне помещены статистические материалы, вопросы и задания к материалу. Кроме того, авторский коллектив к каждому учебнику готовит CD-диск. Возможно, он появится уже к 1 сентября. Там в полном объеме даны документы съездов партии, выборов президентов России.

— Будут ли новые учебники по истории первой половины ХХ века?

— Как нам сообщили, такая работа идет: для обеспечения преемственности под редакцией Данилова разрабатывается линия учебников по истории России. Появилась и новая серия, получившая название "Сфера". Через год выйдут учебники для 6 — 7-х классов, через полтора года — для 8 — 9-х классов. Линия учебников по истории с древнейших времен до сегодняшних дней будет завершена через два года, и думаю, что большинство преподавателей перейдут именно на эту линию, потому что она отвечает современным требованиям.

— Требованиям или конъюнктуре?

— Пожалуй, все-таки требованиям, поскольку авторы исходят из принципа "не столько знать, сколько понимать". Обычно вопросы рассчитаны на простое заучивание материала. В этом же учебнике к каждому параграфу имеется пять рубрик-вопросов: первая рубрика "Давайте вспомним", вторая — "Попробуйте", и здесь уже просто так не вызубришь, третья рубрика — "Проверяем себя", четвертая — "Думаем, обсуждаем" — этого тоже раньше никогда не было. Пятая — "Работаем с источниками, выполняем задания". Я глубоко убежден в том, что результатом знания истории должно стать не простое знание фактов, а их понимание.

— Учебник регламентирует учителя или дает ему известную свободу творчества?

— Никто никого не регламентирует, ведь никто не отказывается от существования других учебников. Поэтому наша задача сегодня рассказать, что это за учебники, чтобы учителя могли взять их, посмотреть. Если им понравится, значит, могут работать.

— Вы бы рекомендовали коллегам эти учебники?

— Да. Мы будем усиленно их рекомендовать. В августе будет очередная встреча, которую в Москве проводит академия повышения квалификации. Туда соберут методистов практического образования, заведующих кафедрами институтов, чтобы познакомить с новыми учебниками. Задача состоит в том, чтобы не просто рассказать, но и показать, что это такое. Если авторы будут рассказывать свое видение учебника, то мы с точки зрения практики должны показать, как он может непосредственно использоваться в школе.

— Как бы вы в двух словах охарактеризовали новый учебник: скажем, толковый, изящный?

— Я бы сказал, что он, во-первых, интересный, во-вторых, актуальный и в принципе доступный. Материал доступен для всех, но эти пять заданий позволяют осуществить разноуровневый подход. То есть кому-то достаточно знаний на таком уровне, кому-то повыше, а кому-то нужно заниматься на самом высоком уровне. Такую возможность этот учебник дает. Очень многие задания сориентированы на то, что ученик информацию будет искать сам. А для этого его нужно заинтересовать.

— Это патриотичный учебник?

— По сравнению с тем, что в других учебниках прошлое страны только очернялось и не излагались успехи и достижения, то да, это патриотичный учебник.

— Что говорится о Сталине, о Брежневе, об эпохе Ельцина?

— Здесь очень интересный подход. В учебнике оценки лидерам не даются, такая задача и не ставится. Бери информацию, думай, выноси оценки.

— Но общество ставит перед собой вопрос при оценке исторического прогресса: какой ценой он достигнут? Скажем, победа во Второй мировой войне стоила народу 29 миллионов жизней.

— Да, мы понесли огромные потери, как людские, так и материальные. Но что было бы, если бы мы эти потери не понесли: были бы мы вообще, и было бы наше государство?

— А как оценивается период нашей истории, связанный с культом личности?

— В учебнике, как я уже говорил, не навязываются никакие оценки. Там говорится о двух возможных направлениях послевоенного развития страны: демократизации и централизации. Понятно, что выбор на централизацию был сделан, поскольку во главе государства оставался Сталин, а кроме того, практически сразу после Второй мировой началась "холодная война". Для противостояния с Западом вновь требовались мобилизация научной мысли, всех производственных возможностей, а это явная необходимость централизации.

С другой стороны, в учебнике говорится о политических кампаниях, так называемом "ленинградском деле", деле кремлевских врачей, и ученику дается возможность поразмышлять, были ли они случайными? Для обоснования сильной централизованной власти народу нужно было показать, что у страны есть враги. И, увидев их, народ единодушно проголосовал за крепкую власть государства.

— А дети способны при том уровне жизненного опыта, что у них имеется, выносить верные оценки?

— Дело в том, что оценка дается на основе фактов. Можно прийти к неправильной оценке только в том случае, если эти факты полностью исказить. А когда факты достаточно объективны, если дается реальное изложение исторического процесса, то эта задача решаема.

— Галина Евгеньевна, давайте теперь поговорим об учебнике обществознания. Чем он отличается от существующих?

— Он принципиально новый. Так, например, авторы отказались от привычного для нас разделения обществознания на отдельные сферы общественной жизни: экономика, политика, право, социология. Во-вторых, это не отдельный учебник, а учебно-методический комплект, включающий в себя книгу для учителя, программу курса, методическое пособие, СD-диск и интернет-поддержку.

По поводу существующих учебников могу сказать: они академичны, в них больше теории, чем реалий сегодняшнего мира. Меня часто спрашивают, отменяет ли новый учебник старые? На это я отвечаю, что он ни в коем случае не перечеркивает старые и учителя используют разные учебники, особенно при подготовке к олимпиадам — это право каждого учителя. Учебник, по которому мы сейчас работаем, концептуально новый. Никто из авторов до этого не представлял мир, общество, государство, отдельную личность как часть глобального мира.

— Глобализация стала очень модным словом…

— Глобализация — объективный, закономерный процесс. Этот термин чаще звучит в СМИ, а вот в учебниках — редко. Мы уже живем в этом мире, где происходит миграция населения, диктат транснациональных корпораций, распад старых государств и рождение новых. Со всеми этими процессами надо знакомить детей, чтобы в мир они входили, понимая, что он собой представляет.

— А для чего им, собственно, знания такого рода?

— Знания такого рода позволяют ученикам адаптироваться в современном мире, найти свою нишу, воспитывают гражданскую ответственность и патриотизм. Я полностью согласна с профессором Л. В. Поляковым, утверждающим, что "России не нужно 140 миллионов математиков и физиков, но точно нужно 140 миллионов граждан". Новый учебник позволяет ученикам по-новому взглянуть на концепции государства, демократии, гражданского общества. Например, сейчас можно смело говорить о кризисе демократии в США. Разве это демократия, когда за гражданами следят, их телефоны прослушивают, повсюду тотальное видеонаблюдение — и все из-за угрозы терроризма.

Или вот недавно состоялась встреча глав государств-БРИК. Мало кому понятна эта аббревиатура, а мои ученики знают, что она значит. Более того, они понимают, почему эта встреча состоялась одновременно с саммитом в Хоккайдо. БРИК — это союз государств, в составе которого Бразилия, Россия, Индия и Китай, новые центры мировой политики. Сейчас мир уже не однополярный, и Соединенные Штаты вовсе не являются единственной сильной державой, члены БРИК — это тоже центры силы, которые заставляют с собой считаться. И такое понимание усиливает чувство гордости за свою страну.

— Пока мы беседовали, я пролистала учебник обществознания и обнаружила, что его содержание своей злободневностью напоминает газету, здесь есть даже глава, посвященная роли СМИ.

— В учебнике действительно даны современные концепции мироустройства, понятия политической системы. Рассматриваются проблемы наций и языка, перспектив экономического развития России, ее внешней политики в свете угроз современного глобального мира. Здесь даже говорится о проблемах манипуляции сознанием, и я считаю, что дети должны об этом знать, если мы не хотим, чтобы они стали жертвами тоталитарных сект, конъюнктурных политиков или хотя бы просто жертвами недобросовестной рекламы. Кстати, учебник составлен из глав, подготовленных разными авторами — специалистами в своей области, в частности, глава, посвященная власти в информационном обществе, подготовлена директором Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) В. В. Федоровым.

— Скажите, Галина Евгеньевна, этот учебник отвечает интересам власти?

— Я предлагаю этот вопрос переадресовать самой власти. Однако следует отметить мировую тенденцию воспитания и образования молодежи, да и граждан вообще, в духе национальных интересов конкретных стран. В теленовостях часто можно услышать фразу из уст американского президента Дж. Буша, а в последнее время и нового президента Франции Саркози — "Национальные интересы…" Что плохого, если выпускник российской школы будет знать историю, традиции и национальные интересы России, дабы являться ее активным гражданином, и это, безусловно, в интересах власти. Граждане действительно богатой и мощной страны должны жить без комплексов неполноценности, не сомневаясь в своих возможностях дать достойный ответ вызовам современного мира.

— Галина Евгеньевна, Евгений Леонидович, благодарю вас за содержательную и, надеюсь, полезную для наших читателей беседу. Успехов вам!