• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Пора думать об экономии

Известия. 30 сентября 2011

Заместитель научного руководителя НИУ ВШЭ Лев Любимов о финансировании в сфере образования

Стадия бума в российском политическом цикле подходит к пику. Вместе с ней к пику подходит массовая раздача щедрот, милостей и амнистий. Знатоки дружно говорят, что этой раздачей уже "схвачен" бюджет России на долгие годы вперед и поэтому, когда наступит первая послебумовая неделя, власти начнут думать, как отыгрывать назад. В конце концов выборы - дело сезонное, а сбалансированный бюджет нужен всегда. Ну а лукавство отъема обещанного, на мой взгляд, не грех. Ведь щедроты раздавали по большим электоральным "площадям", а не по точкам роста, с которых можно было бы отдачу получить. Так что указанное лукавство на деле может стать как бы инструментом повышения экономической эффективности. А тогда, чем больше такого лукавства, тем, возможно, и лучше. Поэтому хочется даже подсказать что-нибудь такое, что помогло бы послебумовскую экономию увеличить.

Например, это вполне можно сделать по статье "Образование", особенно в разделах о высшем образовании. Ведь если в фазе спада раздач пряников и популизма можно вернуться к рациональному, то сразу же было бы разумно задать себе несколько вопросов. Первый вопрос: стоит ли тратить деньги налогоплательщиков на высшее образование для абитуриентов, получивших ниже 50-55 баллов? Какой смысл предлагать университетскую программу тому, кто школьную одолел еле-еле?

Второй вопрос: если у нас, как говорят все высокие начальники, слишком много экономистов и юристов (с этим я, впрочем, немножко не согласен), то стоит ли еще сильнее сократить бюджетный прием на эти направления? А не согласен я с начальниками только в том, что у нас не слишком много, а просто немерено много не всяких, а плохих экономистов и юристов, хороших-то кот наплакал. Но это мое несогласие поставленный вопрос только усиливает. Если в стране действуют тысячи (!) программ высшего образования по экономике (тысячи филиалов, многие сотни непрофильных вузов), уровень которых низок, то не лучше ли "избавить" их от бюджетных мест и поберечь деньги налогоплательщиков?

Третий вопрос: кроме экономистов и юристов у нас во многих вузах плохо готовят психологов, менеджеров, политологов и т.д. - не стоит ли и по этим направлениям бюджетные места сократить?

Положительный ответ на эти три вопроса может дать прямую и существенную экономию. Но к ним можно добавить и вопрос об оптимизации тех бюджетных мест, которые останутся. Если в школьных реформах действует рациональный принцип "деньги следуют за ребенком" (т.е. в ту школу, которую выбрал родитель), то почему бы в вузовском секторе не принять принцип "деньги следуют за студентом, избравшим наиболее нужные для экономики страны факультеты?" Постоянные утверждения тех же начальников о нехватке инженеров, специалистов по естественным наукам пока не ведут к соответствующим корректировкам в образовательной политике. Видимо, считается, что этими утверждениями можно успешно воздействовать на абитуру - дескать, сами пойдут в инженеры.

И действительно пошли, но ненамного больше, чем раньше.

Однако баллы ЕГЭ у них, как и раньше, таковы, что не верится в их высокое инженерное будущее. Во всяком случае, они заметно ниже, чем баллы поступающих на плохонькие экономические факультеты (и даже в вузы). В этом перспективная беда для России, рынок труда в которой предлагает "высоко балльнику" даже плохонького экономического факультета перспективу работы с зарплатой кратно выше, чем у будущего инженера, физика или химика.

Вывод: образовательная политика должна лоцировать бюджетных "высокобалльников" по приоритетным для экономики и общества направлениям высшего образования, т.е. направлениям, от которых зависят модернизация (пять секторов), инновации в обществе, в сильно отстающем банковском секторе, развитие науки и т.д.

Это существенно оптимизирует бюджетные затраты в вузах. Амбиции России как члена клуба ведущих держав нереальны, если модернизационные и инновационные сектора будут заняты медиократией. Посредственности - основа порядка, status quo, а не драйверы прогресса. Порядок непродуктивен, и мы наблюдаем это повсюду. Губернатор Пермского края О.А. Чиркунов пришедшим в пермские вузы студентам со средним баллом выше 225 (больше 75 за один ЕГЭ) платит дополнительную, краевую стипендию в 5 тыс. рублей. Ему посредственные инженеры не нужны! И России они тоже не нужны. Обратим внимание на ценз, "планку", установленную губернатором: это выше 75 баллов, а все, что ниже, - это, следовательно, посредственность. И никакого популизма!

Облагодетельствовать бюджетными средствами каждого - это конституционный долг России на уровне школьного образования. Но Конституция РФ не предусматривает пролонгации этого долга на высшее образование. На этом уровне идея расходования бюджетных средств должна быть экономической, а не социальной. Университеты - экономические инструменты общества, в знаниевой экономике - важнейшие. А мы все еще держимся за "задачку" 90-х годов для университетов, когда им давали немереное число бюджетных мест, чтобы они подержали у себя (как в камере хранения) побольше молодежи, поскольку в условиях резкого экономического спада число рабочих мест тоже резко сократилось. Но в те годы и "цена" бюджетного места была мизерной, не то что сейчас, а главное - сегодня потребность в миссии "камеры хранения" исчезла. Зато резко выросла потребность в "синих воротничках", пока покрываемая гастарбайтерами.

Увы, социологические опросы показывают, что тяга к подаяниям от государства (госпатернализм), традиционно наивысшая у наших старших поколений, начинает прорастать и у молодежи. Кто же будет тогда донорами, а не реципиентами российского ВВП и госбюджета? Работой в офисном планктоне государства благосостояния не создашь. С излишними щедротами пора заканчивать.