• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Равный доступ к знаниям

Комсомольская Правда.ru. 5 октября 2011

В публикации идет речь о городской целевой программе "Столичное образование"

В последних числах сентября правительство Москвы приняло городскую целевую программу "Столичное образование" на 2012 - 2016 годы. Многие эксперты назвали ее беспрецедентной не только по объему выделенного финансирования, но и из-за комплексного охвата всех звеньев образовательной структуры, каждому из которых предстоит серьезная модернизация.

Программа включает пять разделов, касающихся подпрограмм, которые охватывали все этапы образовательного процесса, начиная с дошкольного и школьного образования, начального, среднего и высшего специального и заканчивая высшей школой и подготовкой педагогических кадров.

На реализацию мер, предусмотренных этими подпрограммами, ежегодно из бюджета будет выделяться 15% и за пять лет на столичное образование будет потрачено 1,5 трлн. рублей - сумма, сопоставимая с аналогичными расходами развитых стран Европы.

Доказательством серьезности планов модернизации является и то, что основные положения вошли в программу развития города "Москва. Для жизни. Для людей", озвученную мэром Сергеем Собяниным. Цель программы - сохранить все достижения столичной образовательной системы и вывести ее на новый уровень, обеспечив новые возможности для развития и равный доступ московских детей к образованию всех уровней.

"Любой москвич должен получить необходимое качественное современное образование. Мир меняется, меняются требования, меняются специальности, которые востребованы в городе. И профессиональное образование должно предоставлять такой спектр услуг, чтобы москвичи имели конкурентоспособное качественное профессиональное образование", - заявил в ходе обсуждения программы на заседании столичного правительства мэр Москвы Сергей Собянин.

Новая программа содержит хорошие новости для самых юных горожан. В ближайшие пять лет количество мест в дошкольных заведениях планируют увеличить в 1,3 раза, создав 130 тысяч новых мест в детсадах. На эти цели, кроме бюджетных 449,6 млрд. рублей, и предполагается потратить 30 млрд. рублей инвесторов. В нынешнем учебном году в 2,043 тысячи детских садов Москвы пошли 389 тысяч малышей, что на 50 тысяч больше, чем в прошлом году.

В 2012 году должно появиться около 100 дошкольных заведений, которые смогут принять порядка 25 тысяч детей. При этом решать проблему с очередями собираются не только за счет строительства новых ДОУ, но также путем реконструкции старых построек и возвращения в систему образования зданий бывших детсадов.

Все это не только позволит наконец-то покончить с очередью в детские сады, но и обеспечить потребность в местах с учетом роста рождаемости на ближайшие годы. Программа предусматривает реконструкцию, ремонт, переоснащение детсадов и строительство новых зданий, отвечающих современным требованиям. Для обеспечения прозрачности предоставления мест и облегчения процедуры вот уже год московские родители могут самостоятельно записать ребенка в сад через единый электронный реестр и отслеживать продвижение очередности. Перед московскими ДОУ поставлена задача обеспечить полную преемственность между дошкольным и школьным образованием.

Большое внимание уделено в программе реформе общего образования, переходу к новым стандартам начальной и средней школы, увеличению финансирования, мотивации учителей для повышения качества образования, а также развитию автономных принципов работы учебных заведений. Пилотный проект по развитию общего образования, стартовавший с 1 апреля этого года, на первом этапе был опробован 125 школами, в середине лета их было уже 259, а сейчас, после подключения 724 школ, 60% школ стали участниками пилотного проекта.

Реформа меняет несправедливую ситуацию, при которой некоторые школы получают в полтора-два раза меньше бюджетных средств, чем другие. Если раньше большинство школ получали по 50 - 55 тыс. рублей на ученика, а отдельные лицеи и гимназии - по 120 тысяч, то теперь все школы будут финансироваться одинаково - из расчета 120 тысяч рублей на старшеклассника. При этом зарплата педагогов будет состоять из базовой и стимулирующей частей. Рекомендуемый оптимальный размер базовой части - 70%, а диапазон стимулирующей - от 20 до 40%.

Для многих родителей будет важно узнать, что пилотный проект не предполагает перехода на платное образование, напротив, финансирование школ с точки зрения текущих расходов на заработную плату и на материальную базу значительно увеличивается. И кроме того, включение школ в программу происходит исключительно на добровольной основе. В тех школах, где уже стартовал пилотный проект, проводятся семинары, которые активно посещают директора школ, заинтересовавшиеся проектом. "На мой взгляд, это чрезвычайно важно, потому что психологически и школьные управленцы, и педагоги должны чувствовать востребованность этой системы", - подчеркнул Собянин. Таким образом, в Москве через несколько лет не должно остаться школ, куда родители не хотели бы отдавать своих детей.

Немаловажно, что учитываются злободневные вопросы обучения детей мигрантов. В этом вопросе столичные чиновники ориентируются на политику взаимной адаптации детей мигрантов к новой среде, а также самих москвичей к приезжим. На базе некоторых школ созданы специальные классы для мигрантов, где, помимо базовых предметов, им преподаются и дополнительные, направленные на пополнение знаний об истории и культуре Москвы и страны в целом.

Кроме того, программа предусматривает адаптацию большинства учебных заведений всех ступеней к нуждам детей с ограниченными возможностями. Отдельная подпрограмма посвящена развитию дистанционного образования для детей-инвалидов с ограниченной подвижностью.

По мнению ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова, московская программа господдержки образования может рассматриваться другими регионами "как модельная для апробации передовых подходов в решении проблем образования". Эксперты подчеркивают, что Москва первой из регионов России наиболее полно подошла к конкурентоспособному уровню заработной платы учителя.

По мнению директора Федерального института развития образования Александра Асмолова, столица впервые получила программу образования "с неповторимым выражением лица", нацеленную не на накапливание знаний, а на успех ученика в обществе. "В этой программе образование видится как путь личностного успеха, - подчеркнул эксперт. - Образование ведет за собой развитие города. Образование - это будущее в настоящем".