• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Царица наук оказалась на задворках

Независимая газета. 26 ноября 2008

В Государственном университете — Высшая школа экономики недавно прошел семинар, на котором делал доклад Иван Ященко, директор Московского центра непрерывного математического образования. Доклад назывался "Математическое образование: мифы, легенды, перспективы". Как ожидалось, он должен был пролить свет на волнующий всех вопрос, почему Единый государственный экзамен дал 23% двоек по математике.

Очередное заседание Общественного совета при Министерстве образования и науки РФ было посвящено более чем актуальной теме: "Вузы: кого готовит высшая школа и кто требуется стране?" На совещании был представлен перечень специальностей, в которых остро начнет нуждаться страна в самые ближайшие годы. Даже беглого взгляда на этот список достаточно, чтобы понять: самый главный предмет в школе — математика. Но, как показала практика проведения Единого государственного экзамена, положение с математической подготовкой школьников в нашей стране как раз самое катастрофическое.

Итак, недостаток специалистов с высшим профессиональным образованием в ближайшие годы будет по следующим группам специальностей: "Физико-математические науки", "Информатика и вычислительная техника", "Информационная безопасность", "Естественные науки", "Геодезия и землеустройство", "Авиационная и ракетно-космическая техника", "Оружие и системы вооружения", "Морская техника", "Автоматика и управление", "Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды".

Прогноз потребностей экономики в квалифицированных кадрах с различными уровнями профессионального образования составлен Минобрнауки РФ на период до 2015 года. Из него следует, что потребность в специалистах со средним профессиональным образованием будет высокой практически по всем специальностям, за исключением групп специальностей "Гуманитарные науки" и "Экономика и управление". Особо острый дефицит кадров — со средним профессиональным образованием по укрупненным группам специальностей: "Металлургия, машиностроение и металлообработка", "Сфера обслуживания", "Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника", "Химическая техника и биотехнологии", "Строительство и архитектура".

Увы, сегодня на науки математического и естественно-научного профиля нацеливают своих детей всего 15% родителей. На среднее профессиональное образование и того меньше — 10—11%. В Государственном университете — Высшая школа экономики недавно прошел семинар, на котором делал доклад Иван Ященко, директор Московского центра непрерывного математического образования (МЦНМО). Центр активно работает с юными математиками практически из всех регионов России. Доклад Ивана Ященко назывался "Математическое образование: мифы, легенды, перспективы". Как ожидалось, он должен был пролить свет на волнующий всех вопрос, почему Единый государственный экзамен дал 23% двоек по математике.

Как согласился с выводами чиновников сам Иван Ященко, ЕГЭ позволил зафиксировать реальное положение дел в математическом образовании. И далее Ященко привел еще кое-какие факты и цифры... Элитное школьное математическое образование на подъеме (по крайне мере в Москве). А вот с массовым математическим образованием все только хуже и хуже год от года.

По мнению Ященко, содержание школьного курса практически ограничивается алгеброй, которая подменяет собой не только геометрию, но и физику. Геометрия в том виде, в каком ее учат сейчас, чрезмерно формализована и ориентирована не на пространственное мышление, а на логическое. Наконец, математический анализ никому не нужен, и его преподавание просто имитируют. Любопытно, что сами учителя, по словам Ященко, сдают ЕГЭ по математике на "4".

В США, которые любят приводить у нас в качестве примера, несколько лет назад, когда положение дел в математике было признано критическим, появилась целая национальная программа по повышению качества математического образования. У нас даже такой насущный вопрос, как стандарты образования и создание поколения новых учебников, буксует который год. Вопрос почти риторический (или математический): что же нужно сделать, чтобы вернуть математике в российских школах статус царицы наук?