• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кузьминов: Лучшие абитуриенты концентрируются в 10-15 вузах страны

РИА Новости. 20 декабря 2011

Это признак неблагополучия в системе российского высшего образования, считает ректор ВШЭ

Фото предоставлено НВФ «Умная школа»
Фото предоставлено НВФ «Умная школа»
Рейтинг предпочтений призеров-победителей олимпиад школьников при выборе вузов для обучения в 2011 году, составленный НИУ ВШЭ, показывает, что России нужна более активная государственная политика, направленная на стимулирование новых точек роста в регионах. Об этом сказал ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов на пресс-конференции в РИА Новости.

В рейтинг предпочтений призеров и победителей олимпиад при выборе вузов для обучения в 2011 году, составленный НИУ ВШЭ, вошли 84 российских вуза. В первую тройку рейтинга предпочтений вошли Московский государственный университет имени Ломоносова, Высшая школа экономики и Московский государственный технический университет имени Баумана.

Основная проблема, по мнению ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова, заключается не в тех вузах, которые представлены в рейтинге, а в тех, которых в нем нет. «Почему они непривлекательны для лучших абитуриентов России? Система олимпиад в России сейчас позволяет с наибольшей объективностью выделить группу наиболее талантливых абитуриентов. Если все сильные абитуриенты концентрируются вокруг 80 вузов, а внутри них  - вокруг 10-15, это признак неблагополучия в системе российского высшего образования», - сказал ректор ВШЭ.

«Этот рейтинг показывает, что нам нужна более активная государственная политика, направленная на стимулирование новых точек роста, и не только в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Томске», - сказал он.

Перспективными регионами для формирования точек роста Кузьминов считает Воронеж, Белгород, в Приволжском округе - Казань, Уфу, Самару, Саратов, Волгоград. «Потенциал высшей школы не может стимулировать только федеральный центр, это во многом проблема руководителей регионов», - считает Кузьминов. В качестве примеров активной позиции власти, которая быстро и эффективно сказалась на развитии высшей школы в регионе, он назвал Пермь и Екатеринбург. По его словам, не задействован потенциал южных регионов России, где очень высока потребность в образовании. «Хотелось бы там видеть более активную государственную позицию по развитию высшей школы», - добавил Кузьминов.

Отвечая на вопрос, каким образом формировать эти точки роста, ректор ВШЭ сказал, что в первую очередь нужно создать условия для эффективного контракта университета со своими преподавателями. «Сейчас эта задача решается для учителей в общеобразовательных школах. Для преподавателей вузов, если посмотреть на международную статистику, эффективной будет двойная средняя зарплата», - сказал Кузьминов. Мы от этого очень далеки, признал ректор ВШЭ. «Поэтому первое, что обязано сделать государство, это в течение трех лет восстановить эффективный контракт с преподавателями. Если мы эту проблему не решим, бессмысленно говорить о реформах», - уверен он.

Эффективный контракт, по словам Кузьминова, – это обеспечение прихода в образование людей, которым интересно работать. «Творческий человек самостимулируется, но если ты ему не платишь, он вынужден отвлекаться. Речь идет о восстановлении нормального состояния университета», - добавил он.

«Мы обсчитали и предложили такую модель правительству. Экономическая возможность в течение периода до 2020 года выйти по всей высшей школе России на эффективный контракт есть», - подчеркнул Кузьминов и отметил, что сейчас средний заработок преподавателей высшей школы в среднем по России составляет 28 тысяч рублей. «Мы должны почти в два раза увеличить доходы преподавателей высшей школы», - сказал ректор ВШЭ.

Говоря о реструктуризации приема в вузы, Кузьминов отметил, что необходимо прекратить «позорную» практику, когда бюджетные места достаются людям, которые не хотят учиться и пришли в вуз, имея школьную тройку по профильному предмету. «Речь идет о том, чтобы ограничить уровень бюджетных мест 50-52 баллами по профильным предметам. Налогоплательщики не должны рисковать, нужно создать образовательные кредиты для таких людей, если они хотят получать высшее образование», - добавил он.

Кузьминов также упомянул о необходимости реструктуризации самого высшего образования. «Две трети людей на бюджетных местах очного обучения начинают работать на 2-3 курсе. Для них должна быть предусмотрена опция прикладного бакалавриата, возможность получения за бюджетные деньги конкурентных квалификаций», - сказал ректор ВШЭ.

Он добавил, что необходимо вернуть науку в вузы. «Университеты не смогут выпускать инноваторов, если их будут учить преподаватели, которые не являются практикующими учеными. Научный бюджет высшей школы должен быть увеличен в разы», - считает Кузьминов.