• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Операторы бизнес-образования

R52.ru. 28 ноября 2008

"Спрос на образование для менеджеров высшего звена в среднесрочной перспективе вряд ли снизится. Значит, предложение дешевых во всех смыслах дипломов тоже будет расти. Тяжелее всего придется школам, которые держат высокие стандарты обучения и привлекают дорогостоящих преподавателей", — убеждена декан программы МВА Высшей школы экономики Людмила Свиридова.

Рынок нижегородского бизнес-образования еще недавно был вполне благополучен — несмотря на нарастающий кризис, спрос на обучение оставался неизменно высоким. "Количество продаж за 2008 г. в нашей компании превысило показатели прошлого года на 18%", — отмечает директор Центра психологического сопровождения бизнеса "Чувствина и Буденная" Жанна Чувствина. "Спрос на программы МВА в 2008 г. повысился на 50%", — добавляет ректор школы Green City Василий Козлов.

Конкурентная ситуация на рынке давно выровнялась — крупные школы вместе удерживают половину рынка. В секторе длительных программ, по мнению экспертов, лидируют школы МВА (Master of Business Administration). В Нижнем Новгороде программы МВА предлагают пять вузов: Нижегородский госуниверситет (ННГУ) им. Н.И. Лобачевского, Нижегородский государственный технический университет (НГТУ), Нижегородский филиал Высшей школы экономики (НФ ГУ-ВШЭ), Нижегородский институт менеджмента и бизнеса (НИМБ) и Нижегородская государственная сельхозакадемия (НГСХА) (проект GreenCity). В секторе средне- и краткосрочных программ лидируют Human Factors, Центр психологического сопровождения бизнеса "Чувствина и Буденная", "Мэйнстрим — Нижний Новгород", "Системное мышление".

"Нижний Новгород сложно назвать городом с развитой сферой бизнес-образования. Она бурно развивается либо в промышленно-сырьевых центрах страны, либо в городах с активной деловой жизнью, таких как Москва или Санкт-Петербург. А для нашего региона характерно длительное инертное принятие решений в бизнес-среде", — констатирует генеральный директор Консалтинговой группы "Системное мышление" Александр Михеев.

По мнению экспертов, у нижегородского бизнес-образования есть два конкурентных преимущества перед более развитыми рынками столичных городов: цены на услуги и расстояние до Москвы. Именно поэтому московские клиенты нередко выбирают нижегородские школы, отправляясь сюда на обучение, либо приглашая преподавателей к себе. "Наших тренеров часто приглашают московские компании — это свидетельствует о достижении нижегородскими игроками столичного уровня", — утверждает старший тренер компании "Мэйнстрим — Нижний Новгород" Мария Болохова.

Бизнес-школы оставили классику новичкам и фрилансерам

Нижегородские бизнес-школы давно поделили рынок. "В секторе дорогостоящих бизнес-услуг, пользующихся спросом у крупных торгово-промышленных предприятий, сформировался четкий перечень, состоящий из нескольких тренинговых компаний. В крупных тендерах, как правило, участвуют не больше четырех одних и тех же школ", — подчеркивает Мария Болохова.

Серьезные компании, не первый год работающие в сфере бизнес-образования, все чаще выбирают свою нишу, обслуживая крупные корпоративные заказы. "Мы стараемся ориентироваться на определенный сегмент: IT-компании и проектную деятельность. Это позволяет нам "заточить" программы под определенную специфику — это интереснее, чем работать со стандартными продуктами", — рассказывает Александр Михеев.

По словам экспертов, структура спроса изменилась: раньше были востребованы тренинги по продажам, сейчас клиентов больше интересует повышение эффективности менеджмента. "В этом году у нас на 50—60% увеличился оборот по тренингам, развивающим управленческие умения, — сообщает Жанна Чувствина, — а вот на продажи спрос снизился. Вчера для компаний важнее всего было продать, а сегодня повзрослевший бизнес заинтересован в формировании собственного грамотного управления". По мнению г-жи Чувствиной, тренинг по продажам сегодня можно пройти и у фрилансеров — это обойдется клиентам дешевле. Разница в ценах обусловлена тем, что фрилансеры несут меньше расходов: им не обязательно снимать офис, они не создают собственных продуктов, используя распространенные программы и разработки крупных игроков.

После кризиса бизнес-школам придется сеять разумное заново

Под влиянием кризиса даже устойчивые компании без колебаний сокращают расходы на обучение сотрудников. Так, по данным экспертов, группа ГАЗ и ОАО "Павловский автобусный завод", несмотря на договоренности с бизнес-школами, уже отложили обучение специалистов до следующего года. "Мы тоже минимизировали затраты на обучение, хотя в бюджете текущего года эта статья расходов была предусмотрена. Конечно, если возникнет острая необходимость обучить, к примеру, специалиста по надзору за техникой безопасности, мы постараемся это сделать. Но на прежние вложения рассчитывать не приходится", — рассказывает генеральный директор завода столярно-монтажных инструментов ЗАО "СМИ" Владимир Шитов.

Расходы на обучение остаются в бюджетах только самых крупных корпораций, но таких клиентов много не бывает. "В этом году долгосрочный курс дополнительного обучения начала целая группа наших сотрудников. Бюджет компании на 2009 г. уже принят — он составлялся еще до кризиса, но у нас нет причин урезать эту статью расходов", — заявляет начальник отдела по управлению персоналом ООО "ЛУКОЙЛ — Нижегороднефтеоргсинтез" Ирина Артамохина.

По прогнозам экспертов, сокращение расходов на образование в бюджетах компаний не самое тяжелое последствие финансового кризиса для бизнес-школ. Гораздо труднее будет потом вернуть прежний уровень заинтересованности клиентов в образовательных программах. Пять лет тому назад нижегородские компании не считали нужным нести затраты на тренинги персонала. Игрокам рынка бизнес-образования пришлось немало постараться, чтобы убедить будущих клиентов в эффективности этих вложений. "Все эти старания теперь пойдут прахом. После кризиса всю работу по формированию заинтересованной в обучении клиентской базы придется начинать сначала", — отмечает г-жа Чувствина.

Слушатели программ МВА выбирают школы по составу преподавателей

В этом году Министерство образования и науки РФ ужесточило требования к долгосрочным программам МВА и DBA (Doctor of Business Administration): количество часов увеличилось, английский язык стал обязательным предметом, по окончании курса был введен госэкзамен. Однако, по прогнозам экспертов, ни новые правила, ни финансовый кризис не повлияют на уровень конкуренции в этом сегменте. "Спрос на образование для менеджеров высшего звена в среднесрочной перспективе вряд ли снизится. Значит, предложение дешевых во всех смыслах дипломов тоже будет расти. Тяжелее всего придется школам, которые держат высокие стандарты обучения и привлекают дорогостоящих преподавателей", — убеждена декан программы МВА Высшей школы экономики Людмила Свиридова.

Дорогие "звездные" преподаватели — зачастую основной фактор при выборе программы и школы, поэтому игроки рынка готовы привлекать их любой ценой. "Главным аргументом в выборе школы для меня стали неакадемичность образования, неформальная атмосфера, а также возможность общения с привозными преподавателями", — заявляет продюсер нижегородского представительства ОАО "Телекомпания НТВ", слушатель школы Green City Андрей Шамин.

В отличие от компаний, которые сократили расходы на обучение в первую очередь, слушатели, которые сами платят за курс МВА, намерены закончить учебу, невзирая на финансовый кризис. Алексей Никишин, менеджер по продажам региона ОАО "ПРОГРЕСС": "Я не вижу причин, которые смогли бы меня заставить бросить начатое обучение. Нужны будут деньги — буду их искать, если школа прекратит существование — буду искать другую школу". По данным экспертов, если раньше за МВА своих сотрудников платили компании, то сейчас увеличивается число слушателей, самостоятельно оплачивающих обучение. Многие топ-менеджеры, пока их компании переживают не лучшие времена, решили просто переждать кризис таким образом — все равно на бонусы и карьерный рост сейчас рассчитывать не приходится. Поэтому, несмотря на кризис, школы расширяют перечень продуктов в сфере МВА. "Одна из новинок года — программа Executive MBA. Важнейшая ее особенность — международный характер обучения: неделю в каждом семестре слушатель проводит в одной из зарубежных бизнес-школ в Вашингтоне, Лондоне, Париже, Турине или Шанхае или на тренингах по командообразованию в Хорватии или Австрии", — перечисляет Василий Козлов.

Клиенты ждут недорогих коротких действенных программ

По словам участников рынка, они готовы к снижению и изменению спроса на образовательные услуги для бизнеса. Для игроков, уже набравших группы на долгосрочные программы, перемены не будут стремительными, а вот школы, предлагающие средне- и краткосрочные программы, должны сориентироваться максимально быстро, чтобы не оказаться за бортом. "У нас есть ряд проектов, направленных на борьбу с кризисом, но они пока в стадии разработки, — сообщает декан ФАМ Нижегородского института менеджмента и бизнеса Жанна Шуткина. — Чтобы предложить качественную программу, необходимо привлечь специалистов-антикризисников — сейчас мы ведем с ними переговоры". По мнению экспертов, антикризисные программы становятся самой востребованной новинкой этого года. Так, Центр психологического сопровождения бизнеса "Чувствина и Буденная" предлагает тренинг управления изменениями, а Высшая школа экономики запускает проекты, обучающие минимизации рисков и ущерба.

Бизнес-школы не только предлагают своим клиентам антикризисные тренинги, но и сами активно применяют свои советы на практике. "В 2009 г. серьезного увеличения стоимости не произойдет — мы не будем поднимать цены. Чтобы иметь возможность приглашать звездных преподавателей, придется сокращать средства на развитие материальной базы", — рассказывает Людмила Свиридова. С теми, кто вынужден экономить на обучении, бизнес-школы готовы обсуждать вопросы оплаты в индивидуальном порядке. Жанна Чувствина: "Мы же понимаем: насколько мы нуждаемся в своих клиентах, настолько и они сейчас нуждаются в нас. Мы не отказываемся от работы, если нам платят частями, а то и вовсе откладывают оплату "на потом". Главное сейчас — сохранить связь с клиентом".

По мнению экспертов, краткосрочные курсы обучения сейчас станут популярнее длительных программ. "Во-первых, при финансовой нестабильности они более привлекательны по цене. Во-вторых, практическая направленность (конкретные инструменты, а не модели) позволят бизнесменам быстрее реагировать. В-третьих, в период нестабильности бизнесменам некогда обучаться на длительных программах, нужно оперативно откликаться на изменения", — отмечает Александр Михеев.

"По опыту прошлых кризисов, мы ожидаем интереса к актуальным программам, традиционный академический вид образования спросом пользоваться не будет. На этом рынке неизбежна смена игроков: выиграют те, кто может быстро реагировать на изменения. Период кризиса — время своеобразного интеллектуального серфинга, нужно всегда быть на гребне волны", — прогнозирует Василий Козлов.

"Уверенно будут чувствовать себя только те бизнес-школы и консалтинговые компании, которые смогут предложить реальные пути сокращения издержек и оптимизации внутренней деятельности компаний. Мы уже подготовили для своих заказчиков два таких проекта, их реализация начнется в ноябре", — поделилась партнер и ведущий консультант Группы SCORE Екатерина Лезова.

Помимо краткосрочных программ, бизнес-школы в условиях кризиса делают ставку на дистанционное обучение. Компания "Мэйнстрим — Нижний Новгород" запустила такой проект с октября. "Крупные компании с развитой филиальной сетью могут реализовать масштабные проекты по обучению управленческим навыкам через электронную сеть. Это позволяет в последующие годы самостоятельно управлять системой обучения и экономить время сотрудников на очное обучение", — поясняет Мария Болохова.

"Дистанционное обучение, безусловно, не способно заменить общение людей в группе, но в качестве дополнительной возможности образовательного процесса оно нам очень интересно", — подчеркивает г-н Козлов.