• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В России взялись за таланты

Наука и технологии России (STRF.ru). 25 января 2012

На Коллегии Минобрнауки обсудили проект концепции поддержки талантливых детей и молодёжи

Летом 2011 года рабочая группа под руководством помощника президента РФ Аркадия Дворковича приступила к разработке проекта концепции «интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодёжи в общенациональную систему». В декабре этот документ представили на сайте Минобрнауки России, а 24 января обсудили на коллегии ведомства.

Ярослав Кузьминов: «Олимпиады ориентированы на внеконкурсное поступление школьников в вузы»
Ярослав Кузьминов: «Олимпиады ориентированы на внеконкурсное поступление школьников в вузы»
От коллектива авторов с докладом выступил ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) Ярослав Кузьминов. Прежде всего он обратил внимание на определение одарённости, которое даётся в документе. «Это системное, развивающееся в течение жизни качество личности, которое определяет возможность достижения человеком на основе его интеллектуальных, культурных, психофизиологических особенностей более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одарённый (талантливый) ребёнок, подросток, молодой человек выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».

На сегодняшний день в России не создана отлаженная система по выявлению и поддержке талантов. Авторы концепции отмечают целый ряд проблем. В частности, не сформирован государственный и социальный заказ на развитие одарённых детей; не отработаны методики по их выявлению; отсутствует система подготовки преподавателей для работы с талантливыми учениками, для этого выделяется недостаточно ресурсов и т.д.

Сложившаяся в стране система олимпиад не справляется с декларируемой задачей по выявлению талантов, убеждён ректор НИУ ВШЭ. «Олимпиады ориентированы на внеконкурсное поступление школьников в вузы, – считает Ярослав Кузьминов. – Известно, что на муниципальном и региональном этапах отбора побеждают свои люди. Что касается ЕГЭ, то и его нельзя считать инструментом для раскрытия одарённости. Ещё летом мы предлагали ввести два уровня экзамена, один из которых – с повышенной степенью сложности для учеников, которые увлечены предметом и хотят продемонстрировать свои знания».

Если в школе и учреждениях дополнительного образования ещё хоть как-то занимаются отбором и поддержкой талантов, то в вузах этой теме и вовсе не уделяют должного внимания, уверен Ярослав Кузьминов. Не лучшим образом обстоят дела и после вуза. Во многих организациях у молодых специалистов зачастую нет возможности себя проявить. Именно поэтому таланты уезжают за границу. В других странах им предоставляют не только больший заработок, но и – что важно – обеспечивают привлекательную интеллектуальную среду.

В разработанной концепции предлагается целый комплекс мер, которые помогут справиться с проблемами поиска и развития в России одарённых детей и молодёжи (к последней категории отнесены люди до 30 лет в сфере искусства, до 35 – науки и образования, до 21 – в спорте). Ярослав Кузьминов подчеркнул, что миссия государства в этом вопросе заключается в том, чтобы обеспечить равные условия для выявления и поддержки талантов независимо от социальных и материальных возможностей их семей.

Среди конкретных мер можно отметить, например, введение в курсы педагогики и психологии, которые штудируют в вузах будущие учителя, раздела «Одарённые дети». Также предусматривается выделение студентам и молодым профессионалам персональных грантов за достижения в науке, культуре и спорте. Увеличение стипендии аспирантам при условии сокращения приёма в очную аспирантуру. В системе интеллектуальных состязаний авторы концепции считают необходимым расширить их тематику, в том числе развивать межотраслевые олимпиады. Нужно активнее привлекать к ним младшеклассников. Продумать систему стимулов для участников этих соревнований. Увеличить представительство России на международных олимпиадах. Развивать систему интеллектуальных и профессиональных состязаний среди студентов.

Максим Дулинов отметил, что в тексте концепции не совсем чётко прописано, на чём предстоит сделать акцент
Максим Дулинов отметил, что в тексте концепции не совсем чётко прописано, на чём предстоит сделать акцент
Искать и поддерживать таланты будет специально созданный Координационный совет при правительстве России. Средства для этого поступят из федерального, региональных бюджетов и от частных лиц в фонд, который обяжут публично отчитываться обо всех расходах.

Замминистра образования и науки РФ Максим Дулинов отметил, что в тексте концепции не совсем чётко прописано, на чём предстоит сделать акцент: на работе с талантами в специализированных учебных заведениях (лицеях, гимназиях, интернатах) либо в массовой школе. Требует обсуждения, по его мнению, и вопрос расширения тематик Всероссийской олимпиады школьников, проводимой под эгидой Минобрнауки России. «Мы считаем, что в этой олимпиаде надо всё оставить без изменений. А дополнительные тематики развивать в вузовских олимпиадах (РСОШ)», – сказал Дулинов.

Замминистра сообщил, что на сегодняшний день в Минобрнауки России поступили замечания к концепции из 35 субъектов РФ, а также от различных ведомств. В начале февраля в обобщённом виде их передадут рабочей группе Дворковича. В дальнейшем, видимо, предполагается вынести документ на общественное обсуждение. Для этого будет создан специальный сайт.