• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Плюсы и минусы нового образования

КоммерсантЪ. 2000. № 112. 23 июня

Проблему финансирования новой стратегии развития образования реформаторы считают легко разрешимой. Деньги, говорят они, найдутся благодаря системе софинансирования вузов. Но вопрос в том, как эта модель будет воплощена в жизнь и действительно ли она будет выгодна всем — и государству, и вузам, и потребителям услуг системы образования.

Реформаторы исходят из того, что высшее образование в России становится все более популярным. Татьяна Клячко, ученый секретарь Высшей школы экономики, говорит: "В 1986 году в США 44% выпускников школ поступали в вузы, в Японии — 40%, а у нас — 38%. Сейчас в США доля абитуриентов выросла до 65%, в Японии — до 55-60%, а в России — уже до 60-70%".

Вместе с тем растет и число людей, готовых платить за образование. Так, сейчас в российских вузах 2,7 млн студентов учатся бесплатно и 1,3 млн — за деньги. Фактически, как утверждают разработчики новой стратегии, в настоящее время каждый студент-контрактник "финансирует" обучение двух бюджетников. Реформаторы предлагают перераспределить эти деньги.

Проблема может быть решена с помощью единого госэкзамена. Выпускники школы будут сдавать два-три экзамена по обязательным предметам и столько же — по выбору. В зависимости от итогов единого экзамена они будут получать четыре вида сертификатов — "А", "Б", "В", "Г" (высший уровень сертификата — "А"; желающие получить особый сертификат "А+" должны участвовать в специальных олимпиадах). На каждый сертификат выделяется определенное финансирование из бюджета. Что все это значит?

Через несколько лет только 30-50% мест в вузах будут бесплатными, остальным студентам придется за образование доплачивать (стоимость обучения вузы могут устанавливать сами). Выпускники школ, имеющие высший рейтинг по тесту, получат сертификат стоимостью 25 тыс. рублей и смогут учиться в вузах бесплатно — независимо от установленной вузом платы за обучение (разницу доплачивает вузу государство). Менее способные студенты должны будут покрыть разницу из своего кармана. Чем ниже рейтинг, тем дороже обойдется студенту обучение.

Только на первый взгляд при подобной системе государство будет тратить меньше денег на образование. Как подсчитали разработчики стратегии, обучение одного студента обойдется государству в среднем в 15 тыс. руб. — вдвое дороже, чем сейчас. Сможет ли государство выполнить свои финансовые обязательства — пока неизвестно (по предварительным подсчетам, сможет). Впрочем, это инвестиции в перспективу, выгодные государству.

Однозначно выиграют от этой системы вузы. По некоторым оценкам, вузы со средней стоимостью обучения получат в пять раз больше денег, чем сейчас, когда часть студентов оплачивают свое обучение полностью. В целом элитные вузы заработают на этом около 10 млрд руб., средние — около 5 млрд, а самые плохонькие — свыше 1,5 млрд.

Выгодна ли эта система студентам? Реформаторы отвечают на этот вопрос положительно, ведь полностью оплачивать обучение будут только самые "неумные" студенты (таких наберется 5-7%), а самые талантливые смогут учиться бесплатно. Впрочем, эта система не так уж справедлива, поскольку, например, выпускники сельских школ явно не смогут тягаться по рейтингу со столичными школьниками, а значит, имеют меньше шансов учиться бесплатно. В то же время, оплатить обучение большинству из них не под силу.

Новая система имеет и другие недостатки. Так, пока не решен вопрос о том, как будет проводиться и контролироваться тестирование. По мнению Александра Абрамова, директора Московского института развития образовательных систем, этим должна заниматься "суперслужба типа ФСБ", иначе объективность результатов теста будет под вопросом: "Сегодня взятки несут в вузы, а если перенести экзамен в школы — понесут в школы". Пока еще не решен вопрос и о возможности пересдачи теста. А такая возможность у выпускников школ должна быть: даже если полученный школьником низкий рейтинг объективно отражал уровень имевшихся у него на момент сдачи теста знаний, выпускник имеет право повысить его.

Помимо чисто технических и финансовых проблем, новая стратегия, как это ни парадоксально, может натолкнуться на сопротивление со стороны ректоров. Ведь каждый вуз станет рыночным предприятием, но далеко не каждый ректор вуза сможет стать эффективным менеджером. "Возможно, произойдет смена ректоров, и это, пожалуй, главная интрига стратегии",— считает ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.

Наконец, не надо забывать, что образование — очень консервативная сфера, в которой даже небольшое новшество приживается тяжело и долго. Как выразился один из реформаторов, "образование — это большой корабль: нос уже повернулся, а корма еще на месте".