• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Российское образование: вопросы, требующие решения

Первое сентября. 2010. № 21. 13 ноября

Экспертный анализ выявил ряд противоречивых, порой даже парадоксальных особенностей отечественной образовательной системы.

В Общественной палате прошла конференция на тему «Образование в России: взгляд – 2010». Перед участниками дискуссии была поставлена непростая задача: проанализировать проблемы, которые сегодня существуют на всех уровнях образования – от дошкольного до профессионального, в контексте как отечественных, так и мировых тенденций.

Противоречия и парадоксы

В числе особенностей образования России – дисбаланс в распределении учащихся по различным уровням образования. Например, наша страна является абсолютным чемпионом мира по числу студентов: 620 учащихся вузов и техникумов на 10 тысяч населения, следующие за нами – США и Финляндия, где этот показатель – 520. При этом расходы российского бюджета на обучение одного студента составляют около 70 тыс. рублей в год, что в 2–5 раз меньше по сравнению с развитыми странами.

В то же время, по данным Всемирного банка, Россия тратит на дошкольное образование порядка 0,78% от ВВП, что соответствует международным стандартам (столько же тратят Бельгия и Нидерланды), однако по охвату детей дошкольными учреждениями мы позади планеты всей.

Так, по словам члена Общественной палаты (ОП), президента образовательного холдинга «Наследник» Любови Духаниной, посещают детские сады около 59% ребят этого возраста, 20%, или 1,6 млн детей, стоят в очереди, остальные 20% не посещают дошкольные учреждения.

Как рассказал в своем выступлении аналитик Всемирного банка Тигран Шмис, во Франции посещают детские сады все нуждающиеся и желающие – 97% детей, остальные находятся на домашнем воспитании (и это не вынужденная мера, а предпочтение самих родителей). Аналогичная ситуация в большинстве других европейских стран.

Несмотря на значительные расходы (за последние пять лет консолидированный бюджет образования вырос в 2,3 раза, а федеральный – в 2,5 раза), Россия не получает экономического эффекта от этих инвестиций.

Причина – в качестве образования на всех уровнях.

Вузы в зоне риска

По словам председателя комиссии ОП по развитию образования, ректора ГУ-ВШЭ Ярослава Кузьминова, из 600 государственных вузов 200 находятся в зоне риска по разным показателям, главный из которых – зачисление абитуриентов с низкими баллами за ЕГЭ как на платные, так и на бесплатные места.

«Мы умудряемся зачислить до 70% студентов, не способных освоить образовательную программу», – заявил ректор «Вышки».

«За последние деньги граждане приобретают очень дешевое образование, которое, по сути, таковым не является», – считает Ярослав Кузьминов.

Причины ажиотажного спроса понятны: наличие высшего образования стало неотъемлемой частью социального успеха и почти непременным условием при устройстве на работу: четверть работодателей требуют диплома о высшем образовании даже при найме разнорабочих.

По мнению руководителя Центра мониторинга и статистики ФИРО Марка Аграновича, к сфере псевдообразования относятся неочные (заочные, вечерние) формы обучения. И если в мире их удельный вес год от года сокращается, то у нас, наоборот, имеет устойчивую тенденцию к росту: от 45% в 2005 г. до 50% в нынешнем.

В выступлениях приводилось еще много других тревожных данных: о падении спроса предприятий на сотрудничество с вузами, о низкой зарплате преподавателей, которым некогда заниматься научными исследованиями – главной составляющей высшего образования…

Школьные годы короткие

И все-таки, по убеждению большинства экспертов, падение качества профессионального образования начинается задолго до поступления в вузы и техникумы, и корни проблем следует искать в школе.

Одна из них – самые короткие сроки обучения в школе.

Если во всем мире они составляют 12–13 лет, то у нас, как утверждает член ОП, директор Центра образования «Царицыно» Ефим Рачевский, – даже не 11, а всего лишь восемь, поскольку обучение в первом классе компенсирует нехватку дошкольного образования, в 5 классе происходит адаптация к основной школе, в 10-м – к старшей, а год обучения в 11-м, как известно, почти полностью занят подготовкой к ЕГЭ.

Кроме того, как заметил Марк Агранович, «у нас самый короткий учебный год за счет праздников и безумно длинных каникул», вследствие чего суммарная нагрузка на одного учащегося в возрасте от 7 до 15 лет почти на треть ниже, чем за рубежом (8570 часов в России и 11410 – в США).

За счет более продолжительного общего образования выбор профессии во всем мире происходит в 20 лет, у нас – в 17, и это огромная разница, поскольку чем старше человек, тем более осознанно и вдумчиво он оценивает свое будущее, считают специалисты.

По убеждению Е.Рачевского, «12-летнее образование – это мировой стандарт, и к обсуждению этой темы необходимо вернуться в условиях демографического провала, поскольку старшие классы становятся инструментами отсроченной социализации в условиях, когда на рынке труда 17-летние никому не нужны».

Министр образования и науки Андрей Фурсенко поддержал мнение участников дискуссии о том, что самые острые проблемы у нас сегодня связаны с дошкольным и общим образованием. По его словам, «устроиться в хорошую школу гораздо труднее, чем поступить в престижный вуз».

«Поэтому к 2016 году, когда Россия начнет выходить из демографической ямы, в стране должны появиться новые школы – и по содержанию, и по архитектуре, и по другим параметрам. Начинать строительство надо уже сегодня», – убежден министр.

О строительстве детских садов он ничего не сказал.

Между тем, по признанию специалистов, вложения в дошкольное образование – самые выгодные с экономической точки зрения.

Несмотря на то что Всемирная конференция ЮНЕСКО, состоявшаяся в сентябре этого года в Москве, одобрила российский опыт дошкольного образования и рекомендовала его к изучению и применению, проблем в этой сфере накопилось, может быть, даже больше, чем в других отраслях.

Они касаются как инфраструктуры, так и содержания.

Детский сад: от камеры хранения до всестороннего развития

«С учетом того, что на 80% интеллект человека формируется до 9 лет, качественное дошкольное образование и начальная школа есть основное условие раскрытия потенциала инидивидуума», – утверждает Л.Духанина. Однако нынешние детские сады не отвечают этим требованиям: большинство работает по традиционным программам (в то время как в этой сфере существует до 40 вариативных программ); подготовка к школе рассматривается как основная задача, в связи с чем игровые методики вытесняются тестовыми; авторитарная модель воспитания преобладает над личностно-ориентированной.

Одна из причин сложившейся ситуации кроется в недостаточной квалификации воспитателей.

Так, по словам Тиграна Шмиса, в большинстве развитых стран педагог, работающий в дошкольном учреждении, должен иметь степень бакалавра, то есть высшее образование.

У нас этому требованию соответствуют только 40–50% воспитателей.

Помимо повышения качества дошкольного образования ключевой задачей является его доступность.

По прогнозам Всемирного банка, рост рождаемости в России продлится до 2015 г., а значит, будет увеличиваться и без того ажиотажный спрос на детские сады, и за счет имеющейся государственной (муниципальной) системы обеспечить всех нуждающихся местами в детских садах в ближайший период будет нереально.

Поэтому должны развиваться альтернативные формы ДОУ: группы кратковременного пребывания при школах, семейные детские сады, частные дошкольные учреждения.

Например, по словам Г.Шмиса, во многих странах финансирование ДОУ происходит в значительной мере за счет негосударственных фондов, причем плата за посещение таких учреждений четко дифференцируется в зависимости от доходов родителей: от стопроцентной до символической и даже нулевой, если семьи относятся к категории малообеспеченных.

По словам министра образования Ульяновской области Екатерины Уба, в настоящее время в регионе создается Фонд частного предпринимательства с целью открытия сети негосудартсвенных детских садов.

В многомиллионной Москве проблему спроса на эти учреждения решают за счет семейных детских садов. Такой статус вправе получить многодетные семьи, имеющие в своем составе детей от 0 до 7 лет, или объединения обычных семей. При этом родители приравниваются к воспитателям и получают зарплату из городского бюджета.

По официальным данным за январь 2010 г., в Москве работает 240 семейных детских садов для 775 детей. Для этих воспитанников понадобилось бы построить как минимум шесть новых детских садов на 125 мест каждый.

Пока Москва едва ли не единственный регион России, где функционируют семейные детские сады или домашние группы при муниципальных детских садах.

Для того чтобы этот опыт получил широкое распространение, необходимо радикально пересмотреть СанПиНы, поскольку даже в новой редакции они не применимы к альтернативным формам дошкольных учреждений. Причина – в завышенных требованиях к помещениям, в том числе к обязательному наличию столовой и спальни.

Между тем, по словам Рачевского, почти 2,5 млн российских семей направляют детей на разные формы дошкольного воспитания, не предусматривающие еды и послеобеденного сна.

Главный вывод экспертов состоит в том, что должны кардинально поменяться задачи дошкольных учреждений, которые из камеры хранения и присмотра за детьми должны превратиться в место всестороннего развития ребенка.

«Неприятные» вопросы и неоднозначные решения

Дискуссии, состоявшиеся в ОП, показали, что в целом специалисты достигли определенного консенсуса в вопросе о том, в каком направлении следует двигаться на пути реформирования образования, повышения его качества и доступности прежде всего для детей дошкольного возраста.

Ключевой является и проблема кадров – от детского сада до вуза, в том числе обеспечение достойного уровня жизни воспитателей, учителей, вузовских преподавателей,

На эту острую тему министру Андрею Фурсенко в заключительной части конференции было задано больше всего «неприятных» вопросов, на которые ему труднее всего было отвечать.

Одной из проблем министр считает расслоение в оплате труда учителей. По его словам, «это очень опасное явление, которое ломает систему».

В то же время он признал необоснованными претензии, которые предъявляются по этому поводу Минобрнауки, поскольку «школы – это муниципальные учреждения и в полной мере ответственность за их развитие несут региональные власти, и очень многое здесь зависит от их позиции».

Зал встретил это заявление гулом недовольства и разочарования...