• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проект Закона «Об образовании...»: дискуссии завершены

Первое сентября. 2012. № 1. 17 января

В  конце декабря в Министерстве образования и науки состоялась коллегия, на которой обсуждалась версия 3.03 законопроекта «Об образовании в Российской Федерации». В целом законопроект получил одобрение собравшихся.
«Вряд ли кто-то скажет, что по этому закону не было возможности высказать точку зрения. Многие пожелания были учтены», – резюмировал министр Андрей Фурсенко.

История вопроса

Первая рабочая версия законопроекта «Об образовании в Российской Федерации» была размещена на официальном сайте Минобрнауки России еще в мае 2010 года и вызвала большой интерес как у профессионального сообщества, так и у рядовых граждан, которые представили значительное число замечаний и предложений к тексту. Большое количество предложений поступило также по результатам слушаний в Государственной Думе, Совете Федерации и Общественной палате Российской Федерации.
На основании представленных замечаний и предложений законопроект был доработан и по поручению Президента России размещен 1 декабря 2010 года на специальном сайте в интернете – zakonoproekt2010.ru. На сайт поступило более 10 000 замечаний и предложений к тексту законопроекта; для их рассмотрения была создана комиссия, которую возглавил советник Президента России Вениамин Яковлев.
Наконец, третья доработанная версия законопроекта была опубликована 15 июля 2011 года на сайте министерства, обсуждалась на августовских педагогических совещаниях, кроме того, граждане могли принять участие в непосредственной доработке законопроекта на сайте edu.crowdexpert.ru.
За прошедший период документ претерпел еще две небольшие редакции, и в настоящее время мы можем прочитать на сайте Минобрнауки версию 3.03.
Директор Департамента правового обеспечения деятельности министерства Марина Лукашевич сообщила: «Со всеми федеральными органами власти, представившими свои замечания, были проведены согласительные совещания, по результатам которых большинство разногласий было урегулировано».
Участники коллегии пришли к выводу: достигнут тот уровень обсуждения, когда пора ставить точку, чтобы не испортить того, что есть на сегодняшний день.
– Невозможно всю жизнь обсуждать законопроект, на каком-то этапе мы должны остановиться, принять на себя ответственность, соответствующий документ передать законодателю и после обсуждения и принятия закона начать его реализовать, – поддержал коллег Андрей Фурсенко.
Итак, не позднее января 2012 года планируется внести документ в правительство, в марте – в Госдуму. В ближайшее время министерству предстоит разработать нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию закона.

Идеальный закон нам не по карману?

В части обсуждений было понятно: каждый специалист настаивает на том, чтобы посредством закона решались те проблемы, которыми он занимается.
Ярослав Кузьминов, ректор НИУ–Высшая школа экономики, председатель комиссии Общественной палаты РФ по образованию и науке, предложил дополнить статью о независимой оценке качества образования. Кроме того, ректор ведущего экономического вуза убежден, что «на базе этого закона надо решать проблему материального обеспечения педагогов, работающих в детских садах, школах, вузах». Поэтому он предложил доработать нормы законопроекта, касающиеся заработной платы работников образования: согласно нынешней редакции они должны быть не ниже средней по экономике региона, в то время как Я.Кузьминов убежден, что доходы педагогов должны составлять не менее 150% от средних зарплат по экономике региона. Тут заметим: разработчики Стратегии-2020 идут еще дальше, предлагая довести зарплату преподавателей вузов до 200–220% от средней по экономике региона. Также Ярослав Кузьминов настаивает на необходимости учитывать при финансировании вузов качество приема абитуриентов, а именно: средние баллы за ЕГЭ и количество зачисленных в вузы победителей и призеров олимпиад.

Любовь Глебова, руководитель Рособр­надзора, предложила шире отразить в законопроекте тему квалификационных испытаний в системе профессионального образования.

Любовь Духанина, заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по образованию и науке, директор московской негосударственной школы «Наследник», считает, что в законопроекте следует более четко прописать гарантии прав семей и детей на получение образования.

Вениамин Яковлев, советник Президента РФ, руководитель комиссии по доработке законопроекта об образовании: «Надо принять такой закон, который обеспечивал бы реализацию Конституции, но и не отрывался бы от реальной действительности, от имеющихся в обществе ресурсов. Последняя версия документа получилась намного лучше предыдущих. Лучше – с точки зрения учета Конституции, реальных возможностей бюджета. И вообще проект стал более человеческим, потому что он ориентирован на участников образовательного процесса: определен статус учащихся, учителей, профессоров, образовательных учреждений. Таким образом, выполнена основная задача любого закона – это соблюдение баланса интересов. Но в любом случае мы не сможем принять идеальный закон, потому что бюджетных денег на все не хватит».

Ефим Рачевский, член Общественной палаты России, директор Центра образования «Царицыно»: «Нынешнее образовательное законодательство напоминает криптограмму, оно очень трудно для восприятия, а текст последней редакции законопроекта простой и понятный, и нужно это сохранить. Очень важно, что в законопроекте нашла поддержку дошкольная ступень образования, от качества которого во многом зависят результаты в средней школе».

Григорий Ивлиев, председатель Комитета по культуре Государственной Думы РФ V созыва: «Министерство культуры поддерживает последний вариант законопроекта: в нем нашли отражение особенности реализации образовательных программ в области искусств. Мы с Министерством образования и науки достигли взаимопонимания по большинству вопросов и готовы идти дальше. Это значит, что надо закрепить законодательно право наших граждан на художественное образование, обеспечив ему государственную поддержку. Также необходимо закрепить за Минкультуры России право на определение особенностей организации образовательной и методической деятельности по реализации образовательных программ в области искусств и полномочия по выделению грантов для поддержки граждан, обладающих выдающимися творческими способностями».