• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Петербурге обсудили положение детей-мигрантов

Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге. 26 марта 2012

Сегодня Светлана Агапитова приняла участие в пресс-конференции «Положение детей-мигрантов в Санкт-Петербурге».

Главная цель мероприятия — презентация научного исследования, проведенного Высшей школой экономики совместно с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) и Санкт-Петербургским региональным отделением Российского Красного креста.

Анна Кудря, координатор программы «Защита детей» (ЮНИСЕФ), представляя результаты исследовательской работы, отметила, что тема очень чувствительная, поскольку в обществе сложилось огромное множество мифов и стереотипов о мигрантах и миграции. Тем не менее, специалисты постарались быть максимально объективными, благодаря чему исследование получилось интересным и репрезентативным.

«Много внимания уделялось мнению самих детей, — рассказывает Анна Кудря. — Причем, мнению не только детей-мигрантов, но и их ровесников-граждан РФ. Надеюсь, исследование поможет нам стать чуть более дружелюбными…». Елена Дунаева, Начальник Управления Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области заверила, что вверенное ей ведомство активно ищет пути решения проблем, связанных с пребыванием иностранных граждан и их детей на территории города и страны.

По мнению руководителя Петербургского УФМС, один из главных вопросов — образование детей-мигрантов.

К сожалению, не всегда родители соблюдают установленный законом порядок, и это негативно отражается не только на них, но и на младших членах семьи. Порой дети-иностранцы вынуждены прерывать обучение в школах только потому, что родители живут в стране нелегально.

«Наша задача — обеспечить доступ к образованию, — считает Елена Дунаева. — Но нас заботит и правовой статус. Иностранный гражданин должен находиться в государстве на законных основаниях».

Профессор Высшей школы экономики Даниил Александров занимается изучением проблем детей-мигрантов с 2008 года. По его мнению, обществу довольно сложно обсуждать эти вопросы. И не только потому, что тема мигрантов давно попала в разряд «жареных», но и потому, что сложно подобрать правильные слова — кто они: мигранты, переселенцы, «гости»?..

«Это для УФМС есть разница: за пределами РФ родился и жил ребенок или нет, — объясняет профессор. — А для школы ребята из Узбекистана и ребята из Дагестана (если они говорили и учились прежде на родном языке), одинаковы в плане образовательного уровня…».

Кроме того, белорусы и украинцы не идентифицируются в коллективе, как этническое меньшинство. Даже если у них «документы не в порядке». (В отличие от полноправных россиян из различных республик).

Но, по мнению исследователей, в целом, межэтнические отношения в школах очень хорошие. Петербургские дети выбирают друзей не зависимо от национальности.

Еще один положительный момент — многие опрошеные дети-мигранты хоть и наслышаны о ксенофобии, лично с подобным явлением не сталкивались. И всё же незнание языка и нелегальность пребывания являются серьезным барьером на пути мигранта к «нормальной» жизни в обществе. И здесь на помощь приходят образовательные учреждения. Дети, социализируясь, приобщают к русской культуре и своих родителей. Отсюда Даниил Александров делает вывод, что было бы лучше, если бы всем детям, не зависимо от их правового статуса, позволили посещать школы.

Тем более, что школы, как показало исследование, мало интересует правовой статус детей. И ученики, и учителя очень гуманны к детям-мигрантам.

Татьяна Линева, председатель Санкт-Петербургского регионального отделения Российского Красного креста, заявила, что их организация уже 20 лет занимается вопросами приезжих иностранных граждан. Сначала — беженцами, потом — мигрантами.

За это время проделано много работы. Но некоторые плоды труда «созрели» только сейчас. Так, в прошлом году удалось добиться того, что ищущие убежища получили право на медицинскую помощь.

Уполномоченный по правам ребенка рассказала, что проблемы детей-мигрантов — одна из первых тем, с которыми ей довелось познакомиться на своем посту. Презентованное сегодня исследование тогда и было запланировано.

«Еще тогда мы задались вопросом, сколько же детей-мигрантов проживают в Санкт-Петербурге? — рассказывает Светлана Агапитова. — И, к сожалению, до сих пор точной цифры не знаем…».

Уполномоченный отметила, что исследование получилось не количественным, а, скорее, качественным.

На виду, по-прежнему, только те дети иностранных граждан, которые проживают легально и посещают подведомственные Комитету по образованию учреждения. По информации Комитета, 1083 ребенка числятся в дошкольных учреждениях и 7836 — в школах. А где остальные?

«Есть большая сложность. Мы знаем квоты, сколько иностранных граждан приезжает сюда трудиться. А куда «растворяются» другие — те, кто едет в поисках «лучшей жизни» с семьями, с детьми?» — задается вопросом Светлана Агапитова.

Если люди прибыли без профессиональных навыков, без знания языка и российского законодательства — это очень сильно усложнит их жизнь. Такие вопросы нужно решать заранее, еще до прибытия в Россию.

Должны ли школы заниматься мониторингом легальности своих учеников?

Безусловно, у школы другие задачи и функции: воспитательная и образовательная. Но на сегодняшний день учебные учреждения — единственный источник информации о таких детях.

Но что делать, если ученик — «нелегален»?

По закону, иностранный гражданин имеет право в течение 90 дней жить в безвизовом режиме. Работа — законное основание для пребывания на территории Санкт-Петербурга. К сожалению, учеба детей таким основанием не является. И в случае нарушения визового режима родителей детей буквально срывают с места учебы и депортируют.

Чтобы дать детям возможность доучиться, а заодно простимулировать родителей-мигрантов к легализации статуса, Светлана Агапитова предложила заключать с семьей договор, который позволит юному иностранному гражданину закончить учебный год.

А последующее развитие событий будет уже «на совести взрослых»: либо родители легализуются и останутся с детьми в России, либо вернутся к себе на родину.

«Пока это только идея, которая в настоящее время находится на стадии обсуждения, — уточняет Уполномоченный. Организационных вопросов много: кто будет отслеживать, каким образом.

В Конвенции сказано, что каждый ребенок имеет право на образование. И наша задача подумать, каким образом помочь детям-мигрантам это право реализовать. Нужен механизм работы с иностранными гражданами, который позволит решать административные вопросы, не задевая при этом интересы детей».