• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Внутри петербургских школ отношения не строятся по этническому принципу

СеверИнформ. 27 марта 2012

В Санкт-Петербурге представили исследование "Положение детей-мигрантов в Санкт-Петербурге", которое было проведено научно-учебной лабораторией "Социология образования и науки" Высшей школы экономики по заказу Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) и Санкт-Петербургского регионального отделения российского "Красного Креста". Об этом сегодня, 27 марта сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Как сообщил руководитель лаборатории Даниил Александров, исследование началось в июне и завершилось в ноябре 2011 года. Был проведен опрос в 33 школах Санкт-Петербурга, опрашивались школьники в возрасте от 14 лет — как граждане, так и неграждане России — 632 ученика, из которых 354 (56%) были гражданами России, а 278 (44%) — не имели российского гражданства.

Исследователи утверждают, что дети-мигранты — неграждане РФ распределены по школам города неравномерно. Данные городского комитета по образованию свидетельствуют, что в Санкт-Петербурге всего 91 школа со значительным (более 20 человек) числом детей-мигрантов, а в подавляющем большинстве школ доля неграждан не превышает 15%. Наибольшее число детей-мигрантов учатся в Невском, Выборгском, Адмиралтейском, Центральном и Петроградском районах.

Динамику ситуации вокруг детей-мигрантов каждый из экспертов, опрошенных исследователями, видит по-своему. Учителя и сотрудники районных отделов образования отмечают как рост числа детей-инофонов, так и изменения в этническом составе: в последние годы стало больше детей, приехавших из Средней Азии. 35-40% петербургских школьников и армянской и азербайджанской национальностей родились в Санкт-Петербурге, 20-25% переехали в Санкт-Петербург в возрасте старше 7 лет. Для школьников из Средней Азии соотношение обратное: почти 70% приехало в Санкт-Петербург, когда им было 7 лет и более.

Для 2,9% петербургских школьников русский язык — не родной Исследователи подчеркивают, что, по данным комитета по образованию Санкт-Петербурга, число детей с неродным русским языком в школах города составило 2,9%. При этом в данном исследовании 13% детей определили свою этничность, как русскую, хотя русскими не являются, но, как правило, это дети, родившиеся в России или переехавшие сюда в раннем возрасте.

Даниил Александров, говоря о межэтнических отношениях, подчеркивает: "Мы обнаружили, что отношения в школе у детей — граждан и неграждан очень хорошие, внутри школы отношения строятся не по этническому принципу. Даже если определенные этнические группы находятся в исторически или политически сложных отношениях на родине, то при переезде в Санкт-Петербург эти различия уходят для детей на второй план. Примером этому могут служить частные дружеские отношения между петербургскими школьниками — армянами и азербайджанцами. Дружеские отношения в классе формируются быстро, особенно, у мальчиков — благодаря командным видам спорта". Исследователи отмечают, что школьники, опрошенные ими, не сталкивались с проявлением дискриминации по этническому признаку по отношению к ним лично, но об этой проблеме знают.

Главным препятствием в получении образования дети называют незнание языка, но при этом в целом учатся не хуже остальных, проблемы, в основном, возникают только с русским. При этом дети-мигранты "готовы ездить далеко, если школа хорошая", они более настроены на получение образования, чем "петербургские дети".

Исследователи утверждают, что учителя, в общем, не рассматривают проблемы детей-мигрантов как вызванные их иноэтничностью. Для педагогов это просто школьники, попавшие в трудную ситуацию, не обладающие достаточными компетенциями, их активно "подтягивают".

Исследователи отмечают принципиальную вещь — существующие программы обучения русскому языку разработаны для детей, которые находятся на первых ступенях получения образования. Дети старшего возраста, находящиеся в группе риска, часто обойдены вниманием при разработке подобных программ. При этом в конце 9 класса каждого ученика ждет государственная аттестация, пройти которую без владения русским невозможно. Школы же подают наверх статистику, основанную на проценте успешно сдавших экзамен детей, соответственно, им нежелательно, чтобы неуспешные ученики оставались в старшей школе и плохо сдали ЕГЭ. Поэтому многие школы рекомендуют таким детям продолжить обучение в учреждениях начального профессионального образования.

Как ни странно, но дети-неграждане России более оптимистично оценивают свое здоровье и мене подвержены рискованному поведению, особенно это касается мусульманских детей. По данным опроса, среди таких дтей практически половина не имеет медицинского полиса.

Дети-мигранты не хотят возвращаться на родину Интересовали исследователей и ценностные установки детей. "Они более религиозны и традиционалистски настроены, — утверждает Александров. — У них выше уровень понимания общечеловеческих ценностей, уважения к старшим, поэтому к ним так хорошо относятся в школах учителя".

Исследователи подчеркивают, что по ряду ценностей — карьера, образование, самостоятельность дети — граждане России имеют более высокие показатели. У детей-неграждан России более высокие показатели по пунктам: религия, безопасность, честь, здоровье, семья и дети. При этом они готовы влиться в новое общество и лишь в редких случаях хотят вернуться на родину.

Исследователи среди своих основных рекомендаций считают необходимым организовать масштабную работу по совершенствованию законодательной базы и устранению существующих противоречий. Прежде всего, необходимо изменение законодательства или, как минимум, создание подзаконных актов на уровне города, чтобы дети имели право временно находиться в школе даже при отсутствии документов, а школы необходимо освободить от обязанности сообщать в УФМС о статусе детей и от проверок со стороны прокуратуры и иных органов надзора.

Исследователи отмечают, что теперь, когда петербургские школы вынуждены отчислять учеников с нелегальным миграционным статусом, увеличилось число выбывших из школ в связи с отсутствием документов. Так, по данным Высшей школы экономики, в одной из петербургских школ в конце 2010-2011 учебного года выбыло из-за проблем с документами 52 человека, и только 35 из них смогли решить вопрос с документами за лето и вернуться в школу. Еще в 5 школах исследователям сообщили, что на 1 сентября 2011 года у них не числятся дети без гражданства, хотя весной 2011 года, судя по спискам городского комитета по образованию, в каждой из этих школ было более 30 таких детей. УФМС подчеркивает, что ребенок, находящийся на территории России нелегально, должен быть депортирован.

По данным петербургского детского омбудсмена Светланы Агапитовой, в петербургских школах обучаются 7 тыс 836 детей-неграждан России. Но это — статистика из разных источников, так что в городе нет точной цифры — сколько в Санкт-Петербурге детей-мигрантов.