• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Россия ставит «автомат» выпускникам иностранных вузов

ПРАЙМ. 3 мая 2012

Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов считает, что России необходимы серьезные инвестиции в инфраструктуру вузов.

Выпускникам вузов, входящих в три наиболее авторитетных мировых рейтинга, не надо больше проходить в России дополнительную процедуру признания диплома. Соответствующее постановление подписал сегодня премьер-министр Владимир Путин. Речь идет о вузах, одновременно входящих в первые 300 позиций академического рейтинга университетов мира (Academic Ranking of World Universities) Шанхайского университета Цзяо Тун, всемирного рейтинга университетов (QS World University Rankings) от британского агентства Quacquarelli Symonds, а также рейтинга университетов мира по версии еженедельника Times Higher Education (The Times Higher Education World University Rankings).

В настоящий момент зарубежный диплом признавался в России после соответствующей экспертизы в Рособрнадзоре. Иногда эта процедура могла занять несколько месяцев, что очевидно не способствовало притоку квалифицированных кадров в Россию.

Между тем признание зарубежных дипломов в России куда меньшая проблема, чем фактическое непризнание отечественной высшей школы на Западе. В ТОП-100 мировых вузов от Times Higher Education, опубликованном в марте, не нашлось места ни одному российскому вузу, при том что еще в 2011 году на 33-м месте располагался Московский государственный университет.

Первое место рейтинга, по мнению составителей, принадлежит Гарвардскому университету (США), второе – Массачусетскому технологическому институту, третье и четвертое – соответственно Кембриджскому и Стэндфордскому университетам.

В отличие от общего сводного рейтинга, включающего 400 вузов, топ-100 отражает исключительно авторитетность высшего учебного заведения и базируется на опросе представителей научного истеблишмента более чем 130 стран мира.

Репутацию российской высшей школы нужно восстанавливать, убеждены представители власти. «Не менее пяти российских университетов должны войти в первую сотню основных мировых рейтингов. Это будет означать общий подъем нашего образования», - заявил президент Дмитрий Медведев, выступая на заседании Госсовета в апреле.

По мнению опрошенных РИА «Новости» ректоров российских вузов, высшим учебных заведениям страны под силу попасть в заветную первую сотню, несмотря на сложность задачи. «Надо стремиться. Это быстро не делается, эта ситуация требует, говоря военной терминологией, осады», - сказал ректор Московского физико-технического института (МФТИ) Николай Кудрявцев. Причина недооценки российской высшей школы в том, что наша страна недостаточно занимается этими проблемами, убежден он. По мнению ректора Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) Ярослава Кузьминова, России необходимы серьезные инвестиции в инфраструктуру вузов. «Это и научная приборная база, и финансирование исследований, а также повышение зарплат преподавателей», - отметил ректор ВШЭ.

Многие эксперты отмечают, что зарубежные рейтинги вузов зачастую не учитывают российскую специфику, и это мешает вузам РФ занимать места в образовательных «топах». Например, одним из критериев оценки вузов в международных рейтингах является наличие публикаций на английском языке. «К сожалению, у нас с этим не очень здорово, признал, комментируя ситуацию журналистам, глава Минобрнауки Андрей Фурсенко. - Это связано с тем, что мы долго не уделяли этому достаточного внимания. У нас не считалось это важным... Сегодня в наших вузах мы пожинаем плоды образования, которое было 15-20 лет назад».

Но дело не только в российской специфике Эксперты Центра международных сопоставительных исследований Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в своем исследовании международных методологий высших учебных заведений указывают на недостатки оценки качества университетов.

В частности, по их мнению, при оценке качества преподавания многие методологии (Times Higher Education, Quacquarelli Symonds,) используют результаты опросов, что является спорным критерием, так как любой опрос несет в себе элемент субъективности. Неоднократно подвергалась критике и оценка качества преподавания по методологии Шанхайского университета c пользованием индикаторов количества лауреатов Нобелевской премии и премии Филдса.

«Международные рейтинги не учитывают национальный контекст систем образования и упускают из вида разнообразие функций университетов, - говорится в исследовании. - Кроме того, используемая система индикаторов способствует продвижению крупных классических исследовательских университетов с преподаванием на английском языке и в большей степени оценивает достижения в области естественных наук и медицины».