• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Модель 2020 — это будущее, но очень близкое

Ведомости. 2008. № 2314. 24 декабря

Ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов о реформировании российского высшего образования.

Ректор Государственного университета — Высшей школы экономики Ярослав Иванович Кузьминов уже 10 лет активно участвует в реформировании системы российского образования. Руководил Комиссией Общественной Палаты первого созыва, где под его руководством был подготовлен известный доклад о состоянии образования в России. Позднее совместно с коллегами из бизнес-школы Сколково и Минобрнауки выпустил доклад «Российское образование — 2020: модель образования для инновационной экономики».

ГУ-ВШЭ проводит множество актуальных исследований и выступает с собственными инициативами и инновациями, значительную часть которых коллектив университета опробывает на себе. О настоящей ситуации и идеальном образе российского образования Ярослав Иванович рассказал нашему корреспонденту.

— Ярослав Иванович, ГУ-ВШЭ стала недавно первым магистерским университетом. В России это в новинку. Расскажите об этом примере реструктуризации.

— В августе 2008 года ГУ-ВШЭ был переведен в ведение правительства. Новое положение ВШЭ — это первая ласточка упомянутой реформы системы образования. В 2010 году у нас будет 1500 бюджетных мест магистров (сейчас 700). Соотношение приема на места бакалавров и магистров станет 1:1. Обязанностью ВШЭ будет обучение в магистратуре и аспирантуре талантливых выпускников всех вузов России. И правительство гарантировало этим студентам обучение за бюджетные деньги. Сейчас мы доводим информацию об этих возможностях до лучших студентов российских вузов (в основном региональных). Талантливая молодежь не верит, что для нее такое могут сделать, но это правда. В 2009 году будет принято 1000 студентов на бюджетные места, в следующем — 1500. Правда, учиться у нас очень сложно, до выпуска доходят 2/3 студентов. Вышка — это место для людей творческих и организованных, готовых постоянно инвестировать в себя. И если они готовы, мы к их услугам.

— Сегодня масса вузов только выдает «корочки» и дает псевдообразование. Как с ними бороться? Есть конкретные меры?

— ГУ-ВШЭ и Санкт-Петербургский университет выиграли конкурсы на разработку ключевых стандартов профессионального образования (вне рамок национального проекта). Совместно с 15 ведущими вузами России мы разработали новое поколение стандартов по всему спектру социальных наук (по экономике, менеджменту, социологии, бизнес-информатике). Они уже представлены в Министерство образования и науки.

Мы укрупнили направления обучения в бакалавриате. Так, в экономико-менеджериальной группе осталось три направления: экономика, менеджмент, бизнес-информатика, а было 25 специальностей! Это важно, чтобы государство имело возможность оценивать качество обучения. По экономико-менеджериальной группе направлений сейчас в год выпускается больше 300 тыс. человек (из примерно 1 млн очников). Все — будущие «белые воротнички», претендующие на хорошие рабочие места. Но 2/3 (если не 3/4) этих людей просто обманывают — на самом деле они не получают необходимых компетенций. В ряде регионов на бирже труда менеджеры занимают первое место по количеству безработных…

На основе новых стандартов мы создали систему, при которой имеем очень узкое обязательное предметное ядро. Следующий этап — создадим контрольно-измерительные материалы (КИМы), с ними комиссии Рособрнадзора будут приезжать в вузы и делать срезы знаний студентов, прослушавших курсы год назад. КИМы будут открыты, их будет много. Это очень простой, дешевый, доступный и не фальсифицируемый метод проверки. Говорят о стандартизации и тестировании вузов уже пять-семь лет, и это первое реальное действие в данном направлении. Если министр поддержит его, думаю, мы сможем очистить эти «Авгиевы конюшни».

— Какие успехи реализации национального проекта «Образование» вы можете выделить и каковы самые ближайшие планы?

— Ключевое достижение ПНПО в том, что ввели элемент профессионального соревнования в образовательную среду на всех уровнях. Другие достижения — локальные, но все еще впереди.

Текущая подстройка модели образования в первую очередь должна быть ориентирована на мировой экономический кризис. Он будет серьезным и долгим. Образование в период кризиса создает плацдарм для будущего. Выиграет та нация, предприятие, человек, которые инвестируют в знания, ведь после кризиса начнется интенсивный рост. Наше образование должно продолжить реализацию намеченного: выделение и поддержку групп исследовательских университетов, поддержку преподавательского контракта, выращивание и импорт ученых, создание общедоступных электронных ресурсов для всех уровней образования. И продолжить «очистку поля» от псевдо-образования.

— Эффективность обучения в немалой степени зависит от преподавательского состава вуза. Что делается для педагогов?

— Преподавателю надо обеспечить базовые условия для работы. ВШЭ выдвинула теорию эффективного контракта, вкратце она заключается в следующем: человек включен не в один рынок труда, потенциально и реально он участвует сразу в нескольких. Учитель общеобразовательной школы, например, включен в ряд альтернативных рынков, и ему надо платить такую зарплату, чтобы он сосредоточился на выполнении своего основного контракта — обучения детей в школе. У преподавателя вуза количество рынков увеличивается, и выделяется некоторая сегментация:

  1. преподаватели, которые конкурентоспособны только в вузовской среде, и максимум, куда они могут уйти, — это другой вуз;
  2. преподаватели, которые могут быть наняты бизнесом, — им надо платить те деньги, которые может предложить бизнес;
  3. преподаватели, конкурентоспособные на глобальном рынке. Мы очень нуждаемся в них, но им надо платить 10 тыс. долларов в месяц — это средняя зарплата в хороших университетах.

Чтобы человек увлеченно работал на свой базовый контракт и не отвлекался на дополнительные приработки, необходимо обеспечить условия. Экономить здесь — значит никогда не решить проблему. Единственное пока достижение нашего государства в этой сфере — эффективный контракт для судьи.

В планах — внимание к преподавателям, врачам и офицерам. И в стратегию-2020, утвержденную правительством, включен пункт об эффективном контракте преподавателя. Это выделение дополнительно 1–1,5% валового внутреннего продукта. Только на образование. Единовременно сделать это пока нереально, но за пять лет вполне возможно. Без выполнения этого базового условия у нас ничего не выйдет.

Высшая школа и общество (по результатам исследований ГУ-ВШЭ)

Заинтересованность в высшем образовании Рейтинг популярности специальностей Зачем дети идут в вузы?