• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Зачем России столько "умных"?

Дело (Санкт-Петербург). 8 декабря 2008

"Российская система образования разрушена взрывом численности. Сами студенты чувствуют это разрушение, они дезориентированы и понимают, что получают совсем не то высшее образование, которое ожидали. Попытка разобраться с числом вузов и их качеством неизбежна", — полагает заместитель директора филиала ГУ-ВШЭ в СПб, к.б.н Даниил Александров.

Министерство образования и науки к 2012 г. хочет сократить число вузов, которых сегодня в РФ 3700 (1500 вузов и 2200 филиалов), на треть. Кроме того, в 2009 г. в силу вступят новые правила аккредитации учебных заведений, не сулящие им ничего хорошего. Так, аттестационную проверку уже не выдержал СПб государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ), и в Рособрнадзоре уверяют, что это не последний случай.

В интервью "Российской газете" министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко сказал, что в РФ, на его взгляд, есть только 50 конкурентоспособных университетов, еще около 200 вузов дают "хорошее" образование. Как следствие такого взгляда — решение с особой тщательностью проверить все вузы и резко сократить число тех, кто получает высшее образование.

Аттестационная шокотерапия

Помимо СПбГАСУ, жертвой аттестации стал также Барнаульский государственный педагогический университет. Статус этих вузов поставили под сомнение. Начальник отдела по связям с общественностью СПбГАСУ Елена Клименко говорит, что студенты учатся и уходить не собираются, а сам вуз еще минимум полгода будет числиться университетом: "В прошлом учебном году мы проходили плановую аккредитацию. Комиссия, работавшая в университете, вынесла заключение о том, что показатели деятельности образовательного учреждения соответствуют аккредитационным показателям для статуса "университет". Нам оставалось пройти аккредитационную коллегию, но к этому времени она ужесточила критерии, и нас не утвердили. У нас есть полгода, мы можем заново подать на аккредитацию. Учитывая, что уже готов пакет документов на открытие новых специальностей седьмой укрупненной группы и активно идут защиты диссертаций, шансы есть" (защиты диссертаций и учреждение "седьмой группы" — одни из критериев для получения статуса университета).

В Рособрнадзоре существует целый перечень показателей, по которым и "раздают" статусы. Университету, например, необходимо обучать студентов не менее чем по 7 укрупненным группам специальностей. Важно и количество аспирантов: не менее 4 на сотню студентов. Если в течение года после окончания аспирантуры защитились не менее 25% аспирантов, вуз на шаг ближе к университетскому или академическому статусу. То есть в университете обязана активно развиваться наука. Научные исследования должны вестись не менее чем по пяти отраслям, а среднегодовой объем их финансирования за 5 лет должен составлять не менее 10 млн. руб. Все эти критерии можно увидеть на сайте Рособрнадзора.

К слову, пресс-секретарь федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Шатунов не видит в инциденте с СПбГАСУ ничего "ужасного" и предрекает, что это не последняя неудачная аккредитация вузов в нынешнем году. В интервью "Делу" он пояснил, что сейчас готовится новый порядок аккредитации учебных заведений, который вступит в силу весной 2009 г., но отказался назвать хотя бы несколько новых критериев. По словам Шатунова, нововведения необходимы, потому что "сегодня сложилась такая обстановка, что многие вузы не соответствуют требованиям".

Приоткрывая слегка завесу тайны над новыми критериями, Шатунов сказал: "Мы кое-что добавили. Критерии включают в себя образовательные программы, уровень преподавателей, информационное обеспечение, социальное обеспечение и многое другое".

Однако у "шокотерапевтов" из минобразнауки есть оппоненты. Президент всероссийского фонда образования, доктор педагогических и философских наук, академик РАЕН Сергей Комков полагает, что менять критерии государственной аттестации не нужно. Вместо этого "необходимо отменить саму государственную аккредитацию вузов — это пережиток советской системы. Должна существовать лишь система государственного лицензирования образовательной деятельности. Ведь госаккредитация — это огромное поле для коррупции. Минобразнауки и Рособрнадзор напрямую причастны к созданию массы фальшивых вузов, активно торгующих дипломами государственного образца. А таковых быть вообще не должно. Каждый вуз должен выдавать свой фирменный диплом и отвечать перед работодателями за качество подготовки специалистов".

Однако главный мотив действий чиновников, очевидно, не столько повышение ответственности и качества высшего образования, о чем официально заявляется...

"Коммерсантъ" на прошлой неделе опубликовал выдержки из министерской стратегии оптимизации образовательных и научных учреждений, которая в декабре будет вынесена на рассмотрение правительства. Из 400 университетов хотят оставить лишь 50, выстроив из них многоуровневую вертикаль. Наверху — национальные университеты: МГУ и СПбГУ. Вторая ступень — федеральные университеты: к уже действующим Южному, Сибирскому и Дальневосточному прибавятся учебные заведения этого статуса в остальных федеральных округах. На третьей ступени будут стоять исследовательские университеты (на данный момент указом президента Дмитрия Медведева этот статус присвоен МИФИ и МИСиСу).

О федеральных университетах как о способе повысить уровень высшего образования в регионах, говорили давно. Однако, по словам Сергея Комкова, федеральные университеты могут стать эффективными, "только если будут создаваться не за счет реализации рейдерских схем захвата успешно работающих вузов (а такое сегодня наблюдается в ряде регионов — в частности, в Ростове-на-Дону), а за счет развертывания новых образовательных комплексов с использованием новейших достижений техники и создания подобающих социальных условий для студентов. Но при этом проблему качественного высшего профессионального образования все равно не решить, если не увеличить финансирование всей системы образования с нынешних 3,5% ВВП хотя бы до 7—8% ВВП, как это делают практически все страны Европы".

"Расчистка поляны"

Планы по радикальному преобразоанию высшего образования в РФ зрели давно. Еще летом министр Фурсенко говорил, что хотел бы сократить число вузов в 5 раз. Теперь, правда, речь идет "лишь" об 1/3. Правда, есть оптимисты, которые не верят в то, что даже план будет реализован.

"Я абсолютно убеждена, что заявленных объемов сокращений не будет. В условиях мощного кризиса никто не заинтересован в создании ситуации сильной социальной напряженности. Некоторое сокращение пройдет естественным путем, и для этого достаточно установить минимально внятную планку проверки лицензионных требований. "Расчистка поляны" от непригодных высших учебных заведений — нормальный процесс, но он должен быть постепенным. Вообще же, кризис — не лучший момент для подобных занятий", — полагает директор региональной программы "Независимого института социальной политики" Наталья Зубаревич. По ее прогнозу, если радикальные сокращения все же состоятся, то у государства возникнут две серьезные трудности: "На улицу выбросят образованную прослойку городской интеллигенции, которая в условиях кризиса не найдет альтернативной работы. Кроме того, по городам будут болтаться выпускники школ, которые вряд ли стремглав побегут в техникумы. А плохо социализируемая молодежь обладает достаточно высокой взрывной силой".

"В процессе сокращения вузов, — добавляет Сергей Комков, — уместно помнить одну важную истину: болезнь не лечат посредством убийства пациента".

Однако есть среди независимых экспертов и сторонники "сократительных" планов министерства: "Выступая против реформ и против сокращения числа вузов, многие мои знакомые говорят разумные слова о том, что высшее образование нельзя все время перекраивать, оно требует многих десятилетий роста и культивации. Это во многом верно, но именно такое отношение к вузам и движет желанием сократить их число. За последние десять-пятнадцать лет количество студентов в государственных вузах выросло почти в три раза, что было связано с уменьшением государственного регулирования данной сферы. С точки зрения истории высшего образования, это был не рост, а взрыв, который снес сами принципы устройства отечественного высшего образования. Надо помнить, что рост на 90% случился за счет "платных" студентов и разогревался самими вузами, которые старались заработать, как могли: число студентов, оплачивающих свое обучение, с 1995 по 2000 гг. выросло в 6 раз. При этом увеличивалось число вузов и филиалов, донесших "московское образование" до всех уголков нашей Родины. Совершенно очевидно, что такой рост (вузов, студентов и платности) не мог не сказаться на качестве образования. Каждому ясно, что за 10 лет вполне можно увеличить число студентов в 2,5 раза, но нельзя обеспечить их ни нужным числом качественных преподавателей, ни необходимым числом качественных учебников, написанных в новых условиях для новой аудитории. Российская система образования разрушена взрывом численности. Сами студенты чувствуют это разрушение, они дезориентированы и понимают, что получают совсем не то высшее образование, которое ожидали. Попытка разобраться с числом вузов и их качеством неизбежна", — полагает заместитель директора филиала ГУ-ВШЭ в СПб, к.б.н Даниил Александров.

На завод?

Значительные сокращения, по идее, должны заставить выпускников школ получать среднее специальное образование. Но на такой шаг пойдут далеко не все, учитывая фактор престижности именно высшего образования. Например, на заседание общественного совета при минобразнауки по теме: "Вузы: кого готовит высшая школа и кто требуется стране?", ректор государственного университета "Высшей школы экономики" Ярослав Кузьминов сообщил, что, по данным исследований, в настоящее время более половины российских семей считают, что для их ребенка очень важно высшее образование. А более трети семей уверены, что лучше любое высшее образование, чем хорошее среднее.

Кроме того, Сергей Комков добавляет, что даже если выпускник захочет получить среднее специальное образование, это тоже будет непросто, учитывая, что "ПТУ на 60% были уничтожены в период приватизации госпредприятий". Отсутствие альтернативы означает "неизменный путь к полной социальной деградации", печально резюмирует Комков.

Минобраз, однако, надеется, что сокращение студентов автоматически приведет к увеличению учащихся средних специальных заведений. Еще в 2007 г. министерство разработало прогноз потребностей экономики в квалифицированных кадрах с различными уровнями профессионального образования на период до 2015 г., опирающийся на отраслевые и региональные программы развития РФ. Судя по нему, потребность в специалистах со средним профессиональным образованием будет высокой практически по всем специальностям. Особенно в следующих областях: "Металлургия, машиностроение и металлообработка", "Сфера обслуживания", "Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника", "Химическая техника и биотехнологии", "Строительство и архитектура".

Что ж, сумеет ли правительство изгнать из стен вузов треть нынешних студентов и насильно загнать молодежь, мечтающую о высшем образовании, в цеха и за прилавки, покажет будущее, причем отнюдь не отдаленное.