• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Предложение останется, а спрос сожмется

Учительская газета. 2008. № 29. 15 июля

Ярослав Кузьминов
Ярослав Кузьминов
Наша жизнь улучшается, это чувствует каждый. Но при всем этом качество образования, несмотря на рост ресурсов, которыми располагает общество, не улучшается, а скорее падает. Объяснение этому давали много раз: система образования-де система инерционная, работают учителя за маленькие деньги и так далее. Тем не менее мне кажется, что в нынешнем учебном году лично я по косвенным признакам увидел объективное улучшение положения в нашем образовании. Первые результаты стали появляться в самых разных направлениях, и их можно рассматривать скорее как индикаторы начавшегося движения, чем как серьезные результаты сами по себе. Могу сказать, например, мы регулярно проводим летние школы, в этом году количество заявок в пять раз больше, чем в прошлом. На конкурс статей приходит в несколько раз больше заявок. То есть можно сказать, что в образовательной системе стали думать, появилось время, настроение и желание заниматься наукой. Да, результаты пока скромные, но для нас достигнутое очень важно, потому что преодолеть рубеж качества мы сможем только в том случае, если будем развиваться.

Этот год - год завершения инновационного проекта нашего университета. Впервые 60 российских вузов реализуют проекты развития. Не выживания, не освоения средств, сдачи площадей в аренду, а именно развития!

Одна из важных тенденций - сокращение ажиотажного спроса на любое высшее образование. Спрос на образование остается, но не на любое. В прошлом году некоторые государственные вузы недобрали студентов на бюджетные отделения, закрылось несколько филиалов вузов. В этом году я предвижу, что эта тенденция продолжится и в течение трех лет мы увидим совершенно другой ландшафт российского высшего образования, поскольку предложение останется, а спрос сожмется, будет идти чисто демографическое вымывание плохого предложения. Нужно ли в этом помогать нашим образовательным политикам? Наверное, нужно, потому что степень отчаянности действий нашего населения иногда переходит всякие мыслимые пределы и люди почему-то готовы нести последние деньги на сомнительные программы.

Наметившиеся тенденции, вне сомнения, оздоровят картину высшего образования и, безусловно, дадут совершенно другое среднее качество выпускника. Это плюс, но наряду с этим есть две явно негативные тенденции. Первая - продолжение абсолютно нищенского финансирования заработной платы в образовании. На сегодняшний день ведущие вузы расположены в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Томск и другие, где средняя зарплата выше средней по России. Могу сказать, что в Москве, где расположено большое количество российских вузов, профессор-бюджет-Ник получает в лучшем случае 16 тысяч рублей в месяц со всеми надбавками. Бюджетник-учитель в московской школе зарабатывает больше 20 тысяч рублей. Такого рода тенденция не преодолена, и, следовательно, не преодолена базовая тенденция подрыва основного контракта: не может нормальный человек прожить на 10 тысяч рублей в Москве или в Питере, он должен зарабатывать, а если это так, то он ищет более или менее честные пути вне основного контракта. Он может быть честным человеком, но он не будет заниматься студентом, потому что ему некогда и он должен заработать еще 40 тысяч к своему заработку в вузе. Высокопоставленные лица, с которыми я неоднократно проводил беседы по этому поводу, говорят так: "Им нельзя платить всем одинаково, нужно проводить селекцию, платить только хорошим работникам, экономически выдавливая плохих! " Но на то, чтобы платить хорошим много, никто ведь денег не дал.

Вторая тенденция. До сих пор не сделано ровным счетом ничего для того, чтобы восстановить исследовательскую составляющую в вузе. Смешно сказать, но инновационный проект вуза был проектом приобретения оборудования. Современное оборудование приобретено, что теперь делают эти вполне приличные вузы? Они сдают это оборудование в аренду, у них нет денег обслуживать это оборудование, поэтому они пускают людей за деньги, чтобы поправить свой бюджет. Очевидно, что к телескопу должны прилагаться астроном и техник, которым нужно платить деньги за работу. Поставка одного телескопа к новому качеству и новым исследованиям не приведет.

Третья тенденция - мы можем разговаривать разговоры во всякой форме и во всякой аудитории о том, что нужно поддерживать науку, помогать вузам, ибо не может быть вузов без науки, но на это нужны деньги.

Мы часто говорим, что идет перемещение подготовки экономистов к подготовке инженеров, но реального перемещения пока не произошло, и вполне понятно, почему. Для того чтобы молодые люди пошли на инженерные факультеты в нормальные технические университеты, там должны быть современные ученые, современные технологии, которые хотя бы на поколение ближе к тому, что нужно реальным предприятиям.