• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Большая перемена

Профиль. 2 февраля 2009

По данным Государственного университета — Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ), трудности с нахождением постоянной работы испытывают до 50—60% выпускников высших учебных заведений и значительная часть выпускников колледжей и техникумов.

Правительство, всерьез обеспокоенное ростом числа безработных в России, в спешном порядке принимает меры по обеспечению занятости населения. В качестве одной из предлагаемых мер заявлена переквалификация граждан, потерявших работу. Таким образом, ответственность во многом возложена на российскую систему образования.

Статистика роста числа безработных в России неутешительна: даже по официальным данным, уровень безработицы за последние три месяца увеличился на 20%. А мы все привыкли к тому, что официальная статистика зачастую скрывает истинные масштабы бедствия. Кроме того, в эту статистику входят только работники, попавшие под сокращение кадров, а сколько граждан потеряли работу "по собственному желанию", подсчитать пока никому не удалось. При этом прогнозы на будущее в целом пессимистичны. Например, аналитики Центра экономических исследований Института глобализации и социальных перспектив (ИГСО), ставя под сомнение официальную статистику, утверждают, что в нынешнем году безработица в России может увеличиться в два и даже более раз.

Понимая всю серьезность социальных последствий от такого резкого роста числа безработных, власти заявили, что обеспечение занятости населения должно быть приоритетной задачей государства. Об этом сообщил президент России Дмитрий Медведев на совещании с членами правительства. На цели борьбы с безработицей в этом году из федерального бюджета будет выделено 43 млрд рублей "в форме субсидий на поддержку региональных программ занятости". В частности, правительство возлагает большие надежды на открытие региональных учебных центров, предлагающих программы переквалификации гражданам, потерявшим работу.

На встрече с премьер-министром Владимиром Путиным глава Министерства образования и науки Андрей Фурсенко заявил, что одной из основных задач его ведомства в текущем году станет именно переподготовка кадров. "У нас довольно успешно шел проект по подготовке кадров, специалистов в учреждениях начального и среднего профобразования. Сегодня порядка 250 учреждений стали теми ресурсными центрами, на базе которых мы будем проводить переподготовку или опережающую подготовку людей, высвобождающихся или оказывающихся временно свободными на промышленных предприятиях", — заявил Андрей Фурсенко. Кроме того, министр подчеркнул, что в этом году в рамках нового конкурса Минобрнауки собирается оказать специальную поддержку тем учреждениям, которые могут наиболее эффективно переподготавливать специалистов, "давая им новые знания и компетентность, чтобы они были востребованными в этой меняющейся экономике".

В целом положительно оценивая усилия правительства, направленные на обеспечение занятости населения, эксперты тем не менее отнюдь не уверены в том, что переквалификация — панацея от безработицы. Не стоит забывать, переквалификация возможна лишь в смежных специальностях: невозможно за короткое время подготовить, скажем, из юриста хорошего токаря. К тому же свою негативную роль играет общее качество профессионально-технического и высшего образования.

Выпускники в никуда

По данным Государственного университета — Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ), трудности с нахождением постоянной работы испытывают до 50—60% выпускников высших учебных заведений и значительная часть выпускников колледжей и техникумов. "Основная часть работодателей считает их компетенции недостаточными для производительной работы и вынуждена затрачивать дополнительные средства на обучение на рабочем месте", — говорит ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов. Таким образом, можно констатировать, что до трех четвертей выпускников вузов не получают достаточного для потенциального работодателя образовательного уровня.

Татьяна Долякова, генеральный директор кадрового агентства Penny Lane Personnel, рассказывает, что само по себе наличие диплома о высшем профессиональном образовании перестало быть свидетельством уровня подготовки специалиста. Работодатели вынуждены снижать общую оценку уровня квалификации всех нанимаемых молодых сотрудников. "Бесспорно, каждому работодателю нужен специалист с опытом. Поэтому отсутствие возможности закрепления вузовских знаний на практике по окончании вуза для большинства молодых специалистов является большим минусом. Получается, диплом о высшем образовании открывает лишь доступ в определенную социальную группу", — объясняет Татьяна Долякова.

Алексей Мокров, старший партнер группы Market Capital Solutions (MARCS), кандидат экономических наук, подтверждает, что компетенции выпускников действительно оставляют желать лучшего. "По нашим оценкам, на "переподготовку" нового специалиста уходит один-два года. И это на самом деле большие дополнительные затраты", — считает эксперт.

Олег Борисов, тренер-партнер Центра обучения персонала "Класс" Леонида Кроля, согласен с тем, что работодателю часто приходится доучивать сотрудника после вуза. При этом эксперт говорит, что выход из такой ситуации давно известен — компания, которая нуждается в кадрах, сотрудничает с определенным, хорошо зарекомендовавшим себя вузом для совместной подготовки молодых специалистов. "Это выглядит как "заточка" выпускников под конкретные нужды той или иной компании-организации", — рассказывает Олег Борисов. Однако и в этом случае свои недостатки: вуз рассчитан на "поток", а организации нужны в лучшем случае десятки сотрудников. Поэтому и работают в мире компромиссные решения вроде "дообучения" старшекурсников по отдельным специальностям на мастер-классах или в специализированных центрах при вузах, где проводят консультации и тренинги сотрудники компании-заказчика. Но так поступают далеко не все компании, нужны ведь планы обучения и бюджеты на него как минимум на один-три года вперед.

Олег Борисов предлагает рассматривать и такой аспект проблемы, как низкий уровень "обучаемости" (адаптируемости) и зачастую отсутствие навыков и привычки обучаться самостоятельно у конкретного человека. Эксперт связывает это с излишней "академичностью" преподавания в большинстве вузов. "Необходимо вводить новые формы и методы групповой работы, например вместо рутинного семинара — интересная симуляционная игра. Вместо или в дополнение к обычному зачету — самостоятельное участие в каком-либо проекте с обязательным отчетом по результатам. Одним словом, вариантов масса", — заключает Олег Борисов. По его мнению, вуз должен прививать еще и привычку работать и учиться самостоятельно — как и где искать конкретные знания, как их проверять и применять на практике. Такая привычка постоянно совершенствоваться идет только на пользу. "А "доучивать" выпускников стандартам работы внутри компании и ее специфике работодателю все равно придется — без этого сейчас нельзя. Вопрос лишь в том, как снизить расходы", — уверен Олег Борисов.

Конъюнктура и идеология

Действительно, если в докризисный период компании готовы были принимать на работу "полуфабрикаты", доучивая их непосредственно во время производственного процесса, то сейчас нести дополнительные расходы никто не собирается. Потенциальному работодателю будет проще заполучить состоявшихся сотрудников, которые неизбежно окажутся "высвобожденными из производственного процесса" — проще говоря, уволенными.

Помимо обозначенной проблемы низкой квалификации выпускников есть еще одна, лишь усугубляющая первую. А именно — сложившаяся в последнее время конъюнктура рынка труда, диктующая свою волю образовательным учреждениям. Ни для кого не секрет, что сейчас практически невозможно найти ни одного учебного заведения, где бы не предлагали получить профессию, скажем, экономиста или юриста. "Второе высшее экономическое образование на базе первого технического" — такими объявлениями заманивают абитуриентов отнюдь не профильные учебные заведения с соответствующей, мягко говоря, "непрофильной" программой подготовки.

Вот и получается, что на рынок труда попадают десятки тысяч "дипломированных специалистов", которые не могут похвастаться ничем, кроме "диплома государственного образца".

Татьяна Долякова называет эту проблему своеобразным "эффектом запаздывания" в том, что касается особо популярных специальностей, которым учат в вузах. "Молодые люди стремятся поступить на престижные факультеты и кафедры, не понимая, что емкость рынка труда по этим специальностям не бесконечна", — уточняет эксперт. "Практически нелимитированное предложение некачественных образовательных услуг в некоторых областях (прежде всего в рамках специальностей группы "экономика и управление") полностью деформирует рынок образовательных услуг", — убеждена Татьяна Долякова.

Эту ситуацию признают и в Минобрнауки. Андрей Фурсенко на встрече с ректорами высших учебных заведений заявил: "У нас сегодня есть доказательства того, что гуманитарные специальности, экономисты, юристы, педагоги — это специальности, которые не обеспечивают нормальные рабочие места. Это дорога в никуда". Министр уточнил, что из 7,5 млн российских студентов, которые в настоящее время "грызут гранит науки", для 1 млн 800 тыс. экономистов, почти 900 тыс. студентов гуманитарных профессий, из которых 750 тыс. юристов, рабочих мест в настоящее время нет. По оценкам же ГУ-ВШЭ, общее число таких "неустроенных карьеристов" составит осенью 2009 года от 100 тыс. до 150 тыс. человек.

Алексей Мокров считает, что проблема кроется в инертности школы, в том числе высшей. "В России в последнее время все меняется слишком быстро, и система образования объективно не успевает подстраиваться", — объясняет эксперт. По его мнению, главную проблему представляет тенденция к ухудшению качества образования. "Вот с этим действительно необходимо бороться, хотя возможности государства в этой борьбе довольно ограниченны. Хорошие учебные заведения никуда не делись, просто рядом с ними появилось много других. Возможно, имеет смысл уменьшать количество вузов, жестко проводя аттестации и отбирая лицензии у "неудачников". Полезно также вывешивать результаты такой аттестации в Интернете, пусть все знают, где и как учат", — рекомендует Алексей Мокров.

Действительно, по данным главы Рособрнадзора Людмилы Глебовой, в настоящее время 48% университетов, 52% академий и 59% институтов не соответствуют своему статусу.

Все упирается в качество

Как отмечает Андрей Фурсенко, "долгие годы был ослаблен контроль качества в системе профессионального образования, разрушена система переподготовки и повышения квалификации специалистов". Интересно, что все эти проблемы сохраняются даже при значительно возросшем финансировании высшего профессионального образования. Так, если в 2004 году объем финансирования равнялся 76 млрд рублей, то в 2008 году он составил уже 263 млрд. При этом, по словам Андрея Фурсенко, "в практику внедряются прозрачные принципы распределения ресурсов: формульное финансирование, конкурсная поддержка лидеров, принцип "деньги в обмен на обязательства", обеспечивая необходимые структурные и институциональные изменения в этой сфере".

И вот на фоне колоссальных проблем образовательной системы, признаваемых профильным министерством, правительство предлагает свои меры борьбы с безработицей, в том числе основанные на переквалификации работников. Возникает резонный вопрос: готовы ли имеющиеся (или вновь создаваемые) учебные заведения обеспечить необходимый работодателям уровень подготовки кадров и в этой связи насколько эффективными будут меры, озвучиваемые властями?

Олег Борисов считает, что предлагаемые меры вполне могут быть эффективны в том случае, если в написании программ и подготовке будущих кадров станут принимать участие те компании и организации, которым эти кадры нужны. "Не берусь предсказать списки образовательных учреждений и принципы отбора, но главное, чтобы это был конкурентный процесс и не по формальным признакам", — заявляет Олег Борисов.

Рассуждая о том, какие специальности будут востребованы в нынешних условиях, эксперт называет целый ряд таковых. "Скорее всего, будут необходимы профессиональные антикризисные управленцы. Также найдется работа для специалистов по слияниям-поглощениям, грамотные производственники с опытом вывода предприятия из кризиса. Менеджеры для сельского хозяйства (таких крайне мало), менеджеры проектов и аналитики хоть и пострадали в кризисе, но все еще требуются на рынке, специалисты в области коммунального хозяйства, все, что связано с перспективными источниками энергии и энергосберегающими и ресурсосберегающими технологиями".

Олег Борисов также уверен, для того чтобы обеспечить необходимое качество переподготовки, нужны "профили компетенций" будущих специалистов, внедрение "центров оценки-отбора". "Это нужно для того, чтобы, например, на юристов не переучивались люди с темпераментом Че Гевары, а фрезеровщик не медитировал бы над деталью. Здесь упираемся в планирование этого самого процесса — сколько конкретно и каких специалистов будем переучивать и на кого, чтобы не переучивать "в стол", авось, кому сгодится", — заключает Олег Борисов. Эксперт полагает, что при соблюдении этих условий программы переподготовки окажутся и полезными, и востребованными.

Татьяна Долякова отмечает и другие трудности при переподготовке специалистов. "Известно, что невостребованные профессиональные знания практически полностью утрачиваются или устаревают за срок около пяти лет. Даже если сейчас кто-то "вспомнит" о своей первой специальности, работодатель не будет готов принять такого человека как специалиста". У работодателя, отмечает Татьяна Долякова, зачастую возникает сомнение в качестве образования "переучившихся" специалистов. "Обещание за два года магистратуры подготовить такого же специалиста, что и за 6 лет высшего образования, выглядит порядочной фикцией.

Проблема качества существует и в отношении второго высшего образования (не случайно его нормативный срок не так давно увеличен до трех лет). Каждый нормальный работодатель понимает, что из инженера, химика, технолога и даже дизайнера может получиться хороший менеджер. Но даже из очень хорошего менеджера никогда не получится хороший инженер, химик, технолог без полноценного специального образования", — убеждена Татьяна Долякова. "Наш опыт показывает, что лучше получать дополнительное образование, которое можно будет использовать в смежных профессиях или специальностях, но в той же отрасли. И чем ближе отрасли, тем меньше рискует специалист", — рассказывает эксперт.

Есть ли у вас план, мистер Фикс?

Хотелось бы особо отметить одну важную проблему, на первый взгляд, казалось бы, не имеющую отношения непосредственно к образованию. У нас в стране отсутствует хоть сколько-нибудь подробная система среднесрочного и долгосрочного планирования и прогнозирования. Нет хоть сколько-нибудь достоверных данных о том, какие специалисты нужны бизнесу и в каком количестве. Такая ситуация возможна, поскольку практически отсутствует обратная связь между реальным сектором экономики и образовательными учреждениями. Да, на уровне каждой компании в отдельности возможно спрогнозировать потребность в кадрах, однако нет единой организации, которая бы владела информацией хотя бы в масштабах одной отрасли или региона, не говоря уже об экономике в целом. И решать эту проблему обязано государство.

Сегодня власти спохватились — в экономике переизбыток юристов и экономистов! Вывод? Срочно начинаем "штамповать" так нужных стране инженеров. А какие именно инженеры нужны экономике? В каком количестве? Ведь "инженер" — достаточно широкое понятие. Не важно, главное — "экономика дает сигналы", и требуется готовить инженеров. При этом никто или почти никто не задумывается, что через 10—20 лет мы будем наблюдать картину, аналогичную сегодняшней, но только недостаток будет ощущаться уже в юристах и экономистах.