• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диплом уже не по карману...

Московская правда. 13 марта 2009

Кто заплатит за платное образование? Надо отдать должное совету, его участники сразу признали, что формулировка некорректная. Ибо, как правильно заметил проректор Высшей школы экономики Сергей Рощин, есть только три ответа на такой вопрос: платить придется либо студентам и их родителям, либо вузу, либо государству.

"Приезжайте, — настойчиво звали меня в один  из столичных вузов, — у нас завтра "круглый стол", разговор о переводе платных студентов на бесплатное обучение". Не успела положить трубку, как раздался звонок из крупной общественной организации, которая собиралась обсуждать "инициативу президента по поводу перевода платных студентов на бюджет". Следом пришло еще одно приглашение — от общественного совета при Минобрнауки, где тема заседания формулировалась в том же духе: "Кто оплатит платное высшее профессиональное образование?"

Невольно вспомнилась дочь моих добрых знакомых, которая уже много лет считается студенткой, а все потому, что из года в год то один семестр не закроет, то другой, пока не исключат. С нового учебного года девушку восстанавливают на курсе, и все повторяется с тем же успехом. Никто не против: родители исправно вносят плату за обучение, вуз не возражает против пополнения бюджета, зная, что опять отчислит нерадивую студентку. Ее тем более все устраивает: вроде бы при деле и можно ничего не делать. Но вот недавно дочь заявила родителям, что скоро их траты уменьшатся, потому что президент велел переводить платных студентов на бесплатную учебу...

Конечно, эта история — случай особый. Особый еще и потому, что учится девушка в хорошем вузе, где деньги за обучение берут, но диплом почем зря выдавать не будут. Зато, ни для кого не секрет, это спокойно делают в других учебных заведениях, которых за последние двадцать лет появилось великое множество. Там не обучают, а элементарно торгуют корочкой, которая почему-то называется "дипломом о высшем образовании", оттого и падает общий уровень российской высшей школы. Но этой беде помочь можно, было бы желание, на то и существуют такие механизмы, как лицензирование и аттестация. Другое дело — беда, в которой оказались многие молодые люди. Они на самом деле хотели бы учиться и рассчитывали оплатить свое образование, да вот кризис подвел.

Первыми ощутили трудности те, кто брал кредит на учебу, у этих студентов возникли сложности уже в конце минувшего года, особенно у тех, кто кредитовался по системе "Кредо". Ее из всех других кредитных программ выделяло несколько замечательных особенностей: перечисление необходимой суммы из банка непосредственно в вуз, существенная рассрочка возврата платежей, весьма небольшой процент и отсутствие поручителей. Собственно, роль поручителя брала на себя частная компания одного из известных российских олигархов, для которой эта программа по сути была благотворительной. Ею в общей сложности воспользовались почти 3000 студентов более 10 ведущих московских вузов. Когда у олигарха в связи с кризисом начались сложности, все эти вузы с пониманием отнеслись к ситуации: подключили другие банки, вопрос с текущим годом обучения общими усилиями закрыли.

Но что будет дальше? И что будет с другими студентами, которых также подвел финансовый кризис? Первым на эту тему заговорил Российский союз ректоров, в декабре вопрос рассматривала комиссия при заместителе председателя правительства Игоре Шувалове. А потом Дмитрий Медведев в своем видеоблоге высказался за то, чтобы помочь студентам, оказавшимся в тяжелой экономической ситуации, и предложил активнее переводить платных студентов на освобождающиеся бюджетные места. В общем-то президент все сказал правильно, но хорошая идея, как у нас нередко бывает, стала принимать характер кампании, среди депутатов начали раздаваться голоса за регулирование учебной платы и фиксирование цен, а СМИ ринулись расспрашивать вузы, насколько активно те переводят платных студентов на бесплатное обучение. Общество замерло в ожидании. Оттого, наверное, общественный совет при Минобрнауки именно так и обозначил тему своей встречи: кто заплатит за платное образование...

Надо отдать должное совету, его участники сразу признали, что формулировка некорректная. Ибо, как правильно заметил проректор Высшей школы экономики Сергей Рощин, есть только три ответа на такой вопрос: платить придется либо студентам и их родителям, либо вузу, либо государству. Государство не в состоянии нести расходы за всех, потому формирует план приема на бюджетной основе. Выдержал конкурс — хорошо, нет — решай, можешь ли идти на платное обучение. Таких студентов, которые решились инвестировать в свое образование, сегодня большинство — примерно две трети. Может ли кто-то рассчитывать, что окажется в числе бюджетных студентов? Тут у каждого вуза свои правила: где-то, как, скажем, в МГУ, надо четыре семестра учиться на одни пятерки, где-то, как в Высшей школе экономики, дают скидку студентам-отличникам после первых двух семестров, и скидка может быть очень существенной. При этом в "Вышке" индексируют плату за обучение, в Московском университете этого не делают. И все-таки перевод в любом случае носит далеко не массовый характер. Как быть остальным студентам?

Конечно, политически выигрышное предложение — позволить учиться всем. Но если затраты не могут нести студенты или государство, остается вуз. То есть он должен изыскивать резервы, ведь бюджет и без того покрывает менее половины всех вузовских расходов и на обучение, и на научные исследования, и на приобретение оборудования, и на поддержку инфраструктуры. Если вдруг кому-то и пришла бы в голову такая идея — переложить бремя обучения внебюджетных студентов целиком на вузы, это был бы верный путь к тому, чтобы услышать реквием по системе высшего образования: такой груз высшую школу элементарно раздавит. Но такая постановка вопроса неверна и по другой причине: она не стимулирует студента к упорной учебе. Получается, что тот, кто когда-то завоевал право на студенческий билет в трудном конкурсе, и тот, кто проиграл, потому что не очень-то старался, оказываются на одной доске. Вряд ли это правильно.

Но было бы неправильно и не протянуть руку помощи студентам, которых подвел финансовый кризис. Есть цивилизованный выход из этой ситуации. Он — в развитии образовательных кредитов. Эта система в нашей стране совершенно не развита. Тех, кто еще до кризиса брал кредиты на обучение, не так много, в этом секторе экономики работало лишь 5—6 банков, а самый крупный из них — Сбербанк выдал в 2008 году лишь около 1700 кредитов на учебу. Что неудивительно: в отличие от "Кредо" все другие кредитные программы требуют поручителя и немалый процент — не менее 19%. Если же брать обычный кредит, можно дойти и до 30%. Неподъемная ноша!

И вот здесь студентам могло бы помочь государство, если возьмет на себя субсидирование процентной ставки, выступит для банков гарантом. При таком подходе тот же Сбербанк, например, готов предложить образовательный кредит с рассрочкой платежа при условии 12% годовых. Это предложение, как говорят в банке, "на уровне рентабельности", сделать процент, как это было в программе "Кредо", вряд ли удастся.

Министерство образования и науки разработало свои предложения, с обсуждением которых собирается войти в правительство. В этой концепции основная ставка делается на образовательный кредит, который могли бы получать студенты как государственных, так и негосударственных вузов, имеющих аккредитацию. Предполагается, что обеспечение кредита возьмет на себя государство, так что искать поручителей студентам не придется. Возвращать деньги они будут в течение 10 лет после окончания вуза, когда приступят к работе. Министерство ведет переговоры со Сбербанком России и банком "ВТБ-24" о том, что проценты по кредиту будут минимальными — на уровне 11,5% годовых. В качестве финансовых механизмов государственной поддержки образовательного кредита предлагается субсидирование из средств федерального бюджета процентной ставки в размере 3/4 ставки рефинансирования Центробанка РФ, а кроме того, погашение до 20% суммы кредита в случае его невозвращения.

Авторы концепции считают, что такой кредит в первую очередь будут получать студенты из малообеспеченных семей, обучающиеся за плату на очном отделении. Еще одно условие — учиться без троек. Успехи в учебе, считают в Минобрнауки, должны учитываться и при переводе платных студентов на бюджетные места. Тут каждый вуз имеет право устанавливать свои правила, а предложения министерства могут носить лишь рекомендательный характер. Со своей стороны Минобрнауки гарантирует не только сохранение, но и увеличение бюджетных мест в магистратуре — до 35 тысяч (в настоящее время — 20 тысяч), в аспирантуре — до 29 тысяч (что на 3 тысячи мест больше, чем в 2008 году). В общей сложности предполагается 410 тысяч мест по всем вузам Министерства образования и науки — против 377 тысяч в минувшем году. И это — несмотря на демографический спад. Но бюджетные места будут распределяться в вузах с существенной поправкой: цифры будут больше там, где, по мнению министерства, готовят по востребованным специальностям.

А вот информация, которая может коснуться как бюджетных, так и платных студентов: в Государственную Думу внесен законопроект, предусматривающий право образовательных и научных организаций создавать малые предприятия. По данным Минобрнауки, уже 187 вузов из 71 субъекта РФ заявили о своей готовности к такому шагу, что позволяет прогнозировать: вслед за принятием закона может появиться более 2,5 тысячи малых предприятий, обеспечивающих 30 тысяч новых рабочих мест — в первую очередь для выпускников вузов и студентов. Вообще-то капля в море. Но сама идея, если ее удастся воплотить в жизнь, могла бы здорово помочь и высшей школе, и ее платным студентам. Вопрос в том, будет ли принят такой закон и если да, в каком виде, даст ли он стимулы к заработкам или свяжет по рукам и ногам.

Увы, у нас так происходит довольно часто. Оттого, кстати, не развита система образовательных кредитов. И нет особых традиций частных благотворительных программ. А ведь и они могли бы помочь сегодня студентам, которые платят за свою учебу в непростой экономической ситуации.

Наверное, имело бы смысл обсудить и эту тему, когда правительство будет рассматривать концепцию Минобрнауки. Когда все акценты расставлены правильно, не возникает вопроса о том, "кто оплатит платное образование"...