• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Один из трендов развития современного российского бизнес-образования

MBA Strategy. 3 октября 2012

Директор международного института управления и бизнеса НИУ ВШЭ Ирина Мальцева о трендах в сфере бизнес-образования 

На сегодняшний день российский рынок образовательных услуг предлагает множество программ в области бизнес-образования по различным форматам обучения, включая магистратуру, дополнительное образование, программы переподготовки, индивидуальные тренинги, курсы повышения квалификации.  

Рынок бизнес-образования в нашей стране взрослеет, становится более разнообразным и конкурентоспособным. Во многом это связано со зрелостью российского бизнес-сообщества и его готовностью применять передовые международные бизнес-практики, ориентироваться в своей деятельности на международные кейсы, академические достижения и опыт. 

Отмена государственного стандарта означает, что государство признает тот факт, что сектор достиг достаточно высокого уровня развития, а значит, готов к саморегулированию, выработке собственных стандартов и обеспечению качества своих программ. 

В результате на рынке будут оставаться только те программы, которые пользуются доверием потребителя, и многие игроки могут исчезнуть, не выдержав «конкуренции репутаций». 

Очевидно также, что будет расти роль различных бизнес-ассоциаций как независимых регуляторов. Во многом от успешности программ членов таких ассоциаций будет зависеть доверие рынка к вырабатываемым этими ассоциациями новым российским стандартам.

Одновременно особо острой становится потребность ориентироваться на международные стандарты. При этом речь идет о глобально признанных стандартах, в частности AMBA, EQUIS, AACSB. 

Здесь возможны две стратегии развития: стратегия лидера и стратегия догоняющего. Стратегия догоняющего – это покупка франшиз, копирование западных программ, пусть даже самых успешных. Этот путь может показаться наиболее простым, хотя практика свидетельствует о том, что копировать лучшие образцы сложнее, поскольку национальную специфику как самой системы образования, так и рынка образовательных услуг никто не отменял. 

Стратегия же лидера реализуется в двух опциях. Первая: совершенствовать и самостоятельно создавать программы, а затем выходить с ними на получение международных аккредитаций либо создавать собственные стандарты. Второй путь: создавать с мировыми лидерами совместные программы двух дипломов, предложив инновационные продукты, но уже адаптированные к потребностям национального рынка.