• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эксперт: работа над новым школьным стандартом не должна остановиться

РИА Новости. 19 июня 2009

Ректор ГУ-ВШЭ и сопредседатель Российского общественного совета по развитию образования Ярослав Кузьминов назвал проекты новых школьных стандартов «шагом вперед», но считает, что они требуют серьезного обсуждения: и со стороны профессионалов, и со стороны общества.

Минобрнауки России 1 июня разместило на своем сайте свыше 500 проектов государственных образовательных стандартов нового поколения для школ, училищ, техникумов и вузов. В течение двух недель каждый желающий мог направить в министерство свои предложения и замечания по проектам, на основании этих замечаний будет принято решение об их принятии или отклонении.

Оценивая два основных проекта, созданных под эгидой научного руководителя проекта Российской академии образования по разработке новых стандартов Александра Кондакова и ректора Института образовательной политики "Эврика" Александра Адамского, Кузьминов сказал РИА Новости, что они достаточно разные в методических и идеологических подходах, однако сходятся в своем структурном наполнении.

"У субъектов образовательной политики впервые появился реальный выбор" — отметил Кузьминов.

По мнению ректора, теперь эти проекты требуют широкого обсуждения, "потому что школа — дело всего общества".

"Мы очень запоздали с обновлением содержания нашего образования. Например, доля креативных предметов, таких как искусство — от лепки до школьного театра, где человек творчески формирует свое "я", в нашей школе занимает 1,5-2% учебного времени, в то время как в школах подавляющего числа развитых стран их доля составляет 20%", — сказал Кузьминов.

Российские школы, по его мнению, также отстают от западных в преподавании иностранных языков и социально-экономических предметов.

"У нас по-прежнему в каждой школе есть предмет советского типа, обществознание, при этом нет экономики и права, что абсолютно неприемлемо на сегодняшнем этапе", — заявил ректор ВШЭ. "Мы позволяем себе выпускать из школы граждан, не владеющих базовыми социальными компетенциями, которые не могут защитить свои имущественные и трудовые права, не умеют правильно вести себя на рынке".

Кроме того, школа перегружена фактурой традиционных предметов, которая, по словам Кузьминова, не задерживаются в головах большинства выпускников школы, "а просто из них вылетает".

Он считает, что изменений требуют методики преподавания и продолжительность школьного обучения.

"У нас самая короткая школа: 11 лет, в которую то, что преподают в большинстве стран в старшей школе — просто не уложится", — сказал собеседник агентства.

Он напомнил, что еще десять лет назад Минобрнауки РФ предлагало перейти на 12-летку, но тогда это предложение не получило поддержку.

"Сейчас, по всей видимости, нужно еще раз подойти к этому вопросу", — считает Кузьминов.