• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Университет и город могут многое дать друг другу

РИА Новости. 30 сентября 2013

Тема «Университет в городе» стала одной из ключевых на четвертой международной конференции Российской ассоциации исследователей высшего образования «Университетские традиции: ресурс или бремя?», прошедшей в Москве с 26 по 28 сентября в Москве. Что может сделать университет для людей, живущих в окружающем его пространстве, в интервью РИА Новости рассказала директор по корпоративным проектам НИУ ВШЭ Валерия Касамара.

— Валерия Александровна, какие модели взаимодействия вуза с городом существуют в мире?

— Есть две основные модели. Это модель закрытого кампуса, когда крупный университет замыкается в выделенном под его нужды пространстве, и модель открытой, распределенной структуры, когда вуз принимает активное участие в культурной жизни города. Модель кампуса у нас ассоциируется с США, она же принята, например, ведущими университетами Китая, образующими настоящие «запретные города» внутри мегаполисов.

Лично мне больше импонирует модель распределенной структуры. На мой взгляд, она выгодна обеим сторонам. Университет и город могут многое дать друг другу. К тому же городские власти не очень одобрительно смотрят на закрытые строго функциональные объекты посреди своей территории.

— Что город может дать университету, если не принимать во внимание возможную финансовую поддержку?

— Я буду говорить только об одной стороне сотрудничества, о том, чем занимаюсь профессионально, — о строительстве и развитии имиджа.

Городское пространство — это не единственное, но важное место, где создается репутация университета. Высшая школа экономики ощутила это на своем примере. Мы всегда проводили на своей территории много открытых мероприятий, таких, как публичные лекции и научные семинары, у нас действует клуб любителей документального кино, куда любой желающий может заказать себе пропуск. Но настоящий прорыв произошел этим летом, когда наши профессора начали читать публичные лекции в Парке имени Горького.

После этого развеялись многие мифы о нашем университете. Наконец-то начало укореняться понимание, что Вышка — государственный вуз с большим количеством бюджетных мест. Ведь раньше многие почему-то считали, что это частный университет с высокой платой за обучение. А когда мы вышли за пределы университетских стен, сразу развеялось мнение о НИУ ВШЭ как о какой-то «снобистской» организации.

То есть, не взаимодействуя с горожанами напрямую, занимаясь культурной и просветительской деятельностью только «на своей территории», мы и многих москвичей лишаем возможности узнавать что-то новое и интересное, и сами терпим определенные «имиджевые потери».

Сейчас в рамках того же проекта «Университет, открытый городу» стартовал новый цикл публичных лекций, которые наши профессора читают в московских музеях. Он открылся 26 сентября, когда заведующий отделением востоковедения ВШЭ Алексей Маслов прочел в Музее Востока первую лекцию цикла.

Мы считаем этот проект важным для обеих сторон. Мы не ставили себе целью сотрудничать с суперпосещаемой Третьяковской галереей или с ГМИИ имени Пушкина. Наши профессора придут в такие музеи, как Музей российских меценатов и благотворителей, Музей Ф.М. Достоевского и другие не слишком популярные московские музеи, к которым мы хотели бы привлечь внимание. Мы даже темы лекций подбираем так, чтобы они непременно корреспондировались с экспозицией.

— Как вы думаете, что могут получить от города технические вузы?

— Известно, что сейчас технические вузы как никогда заинтересованы в хороших абитуриентах. Этого не достичь только традиционным сотрудничеством со школами: популярность инженерных профессий, увы, пока не столь высока — человек, успешный в математике, скорее пойдет изучать программирование или экономику. Поэтому Политехнический музей, где действуют детские кружки, сейчас выполняет работу в интересах всех технических вузов, по меньшей мере Москвы. А техническим вузам, мне кажется, стоило бы возобновить работу кружков и секций для детей и начать читать научно-популярные лекции для их родителей.

— Какие требования к преподавателям выдвигают такие проекты?

— Преподаватель должен быть гибким и уметь подстраиваться под аудиторию. Кроме того, надо даже об очень сложных вещах рассказывать просто. Это высший пилотаж. Кстати, темы наших лекций в музеях мы отбирали, учитывая пожелания тех преподавателей, кто готов выступать не только перед своими студентами и аспирантами, но и перед широкой публикой.

— Известны ли вам удачные примеры взаимодействия университетов с городским пространством? На какие эталоны ориентировалась ВШЭ, начиная свои просветительские проекты?

— Высшая школа экономики во многом первопроходец. Но, задумывая этот проект, мы понимали, что первыми тут не будем. Конечно, есть и зарубежные примеры, но мы ориентировались в первую очередь на опыт российских университетов XIX века — тогда среди образованной публики публичные лекции были очень популярны.

В современной российской образовательной практике таких эталонов нет. Многие вузы объявляют, что на их открытые лекции может прийти каждый, но на практике это всегда осложняется сложной пропускной системой и отпугивает возможных слушателей. Нам бы очень хотелось, чтобы образовательная и культуртрегерская деятельность чаще выходила за университетские стены, навстречу жителям города. Для обеих сторон это будет очень полезно.