• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Президент поставил оценку системе ЕГЭ

Газета. 31 августа 2009

"Система ЕГЭ не защищена, и с каждым годом коррупционное давление будет усиливаться", - уверен ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Вчера, 30 августа, президент РФ Дмитрий Медведев дал оценку ситуации в системе отечественного образования.

В интервью программе "Вести недели" глава государства подчеркнул, что система единого государственного экзамена (ЕГЭ)" показала свои лучшие черты", добавив, что в будущем она будет корректироваться.

Медведев перечислил практически все проблемы прошедшей экзаменационной кампании, особо отметив проблему так называемых абитуриентов-многостаночнико, рассылавших результаты ЕГЭ в десятки вузов одновременно. Президент назвал это издержками: по его мнению, выпускники пока просто не привыкли к новой системе. Тем не менее он пообещал поручить Минобрнауки РФ определить предельное количество вузов, в которые можно будет подавать заявления. Министр образования и науки Андрей Фурсенко сообщил корреспонденту "Газеты" , что ведомство рассмотрит этот вопрос и, возможно, введет определенные ограничения. Точной цифры глава министерства не назвал, отметив, что речь может идти о 5 - 10 высших учебных заведениях.

Сейчас уже никто не сомневается, что выпускники школ в следующем году будут сдавать единый госэкзамен. Тем не менее их ждут определенные отличия от экзаменационной кампании этого лета - в министерстве обещают провести работу над ошибками.

В субботу, 29 августа, министр образования и науки Андрей Фурсенко в ходе рабочей поездки в Кировскую область сообщил корреспонденту "Газеты" , что абитуриенты сохранят возможность подавать заявления в несколько вузов. Но их количество действительно может быть ограничено. "Ни в одной стране мира нет возможности подавать документы сразу на 150 направлений подготовки, - сказал чиновник. - Поэтому в следующем году количество вузов может сократиться до 5 - 10".

Также наверняка будет изменен порядок проведения вузовских олимпиад, которые вызвали столько упреков со стороны ректорского сообщества. Пока новая схема неизвестна, но отказываться от олимпиад в министерстве не собираются. Более того, будет сохранен существующий принцип, по которому вуз, принимающий победителей своей олимпиады, обязан предоставлять те же льготы победителям других олимпиад того же уровня. "Или ректоры доверяют друг другу, или нет, - сказал Фурсенко. - Если не доверяют, тогда пусть принимают только ЕГЭ".

Педагогов разбавят политиками

Также есть некоторый (хотя и довольно небольшой) шанс, что за сдачей ЕГЭ будут наблюдать не только педагоги, но и представители общественных и политических организаций. Напомним, что 25 августа ректор Государственного университета - Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Ярослав Кузьминов и ректор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Кропачев выступили с совместным предложением о допуске к экзаменационной кампании независимых наблюдателей.

"ЕГЭ - федеральный экзамен, и его нужно проводить на федеральном уровне, - сказал Кузьминов. - Но сейчас он проводится с помощью муниципальных ресурсов, силами школ". Ректор признал, что пока это не создало больших проблем. По его мнению, это говорит о том, что российские учителя и директора школ сохранили образовательную этику. "Но система не защищена, и с каждым годом коррупционное давление будет усиливаться", - уверен ректор ГУ-ВШЭ. Для изменения ситуации Кузьминов и Кропачев предложили передать организацию экзаменов структурам, не связанным с образованием, - сотрудникам МВД, налоговых служб, а также родительским комитетам, общественным организациям и политическим партиям. "Для этого не надо быть учителями, надо просто следить за порядком ", - уверены ректоры.

В министерстве эту идею оценивают позитивно, правда, не видят необходимости присутствия в классах представителей силовых ведомств.

"Я считаю, что общественные организации должны подключаться к экзаменационной кампании, - сказал Фурсенко. - Во время выборов партии отправляют своих наблюдателей на избирательные участки. Так почему бы им не назначить представителей для ЕГЭ? Если они предложат, мы найдем способ обеспечить такой общественный контроль".

Впрочем, другое предложение ректоров - отправлять результаты самой сложной части заданий на проверку в Москву или хотя бы в соседний регион - не находит поддержки Минобрнауки. Сейчас эти работы проверяют в том же регионе, где они были написаны, и в министерстве не видят смысла менять эту схему. " Просто бессмысленно свозить столько бумаги со всей России в Москву, - сказал Фурсенко. - Дело даже не в том, что это очень дорого, - мы просто потеряем много времени, результаты придется объявлять намного позже " .

Дополнительная проверка

Глава Минобрнауки подчеркнул, что невозможно создать абсолютно защищенную систему, - тех, кто купил хорошую оценку, реально отсеять уже во время учебы. " Люди перестанут платить за ЕГЭ, когда всем будет хорошо известно, что такие школьники будут студентами всего полгода, их отчислят после первой же сессии " , - уверен Фурсенко.

По его словам, российское образование будет постепенно переходить к некоей квазиевропейской модели, при которой вступительные экзамены - скорее фильтр, чем реальное соревнование. "ЕГЭ - зачет, который дальше надо подтверждать в течение всей учебы, - сказал министр. - Если не подтвердишь, то и учиться не будешь" .

Он отметил, что ему кажется разумной инициатива нескольких вузов (МГТУ имени Н. Э. Баумана, Московского государственного строительного университета и ряда других) переэкзаменовать студентов первокурсников по профильному предмету. Вузы уверяют, что хотят всего лишь уточнить уровень знаний ребят, чтобы организовать дополнительные занятия для отстающих. Но министр уверен, что переэкзаменовка поможет выявить взяточников. "Сейчас коррупционные связи в вузах не успели сложиться, так что подобная оценка будет наиболее объективной, - сказал он. - Если школьник набрал 100 баллов по ЕГЭ, на повторной проверке набрал только 20, а в первую сессию показал одни пятерки, это вызовет очень серьезные вопросы".

Также свои рекомендации министерству предоставит президентская комиссия, в этом году специально созданная для оценки вступительной кампании в вузы. В итоге ждать старшеклассникам осталось недолго - по словам Фурсенко, уже в октябре должен быть утвержден окончательный порядок приема в вузы в 2010 году. После этого он уже не будет изменен.

Уголовно наказуемый ЕГЭ

 В январе 2009 года суд признал виновными руководителя пункта проведения ЕГЭ в Балтасинском районе Республики Татарстан Рифата Аухадиева и его помощника Нияза Халиуллина в получении должностным лицом взятки за незаконные действия (ч. 2 ст. 290 УК РФ) от родителей школьников, сдающих ЕГЭ. В июне 2008 года они, получив от каждого родителя от 3 тыс. до 5 тыс. рублей, позволили им привести на экзамен помощников - около 20 знакомых преподавателей и студентов. Они заперли их в подвале школы, а во время экзамена передавали записки от учеников с заданиями. Халиуллин получил три года шесть месяцев условно, а Аухадиев отправился в колонию на три года четыре месяца.

3 июня 2009 года в Саратовской области в отношении главного специалиста отдела образования администрации Турковского района Галины Ф. было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 290 УК РФ (получение должностным лицом взятки за незаконные действия). По данным следствия, она предложила родственнику одного из учеников за 20 тыс. рублей помощь в сдаче ЕГЭ по биологии.

 На экзамене она посмотрела задание школьника, а затем принесла ему шпаргалку с правильными ответами.

16 июня 2009 года в отношении директора одной из средних школ города Батайска Ростовской области было возбуждено уголовное дело по статье 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). По данным следствия, вместо учеников ЕГЭ по математике сдавали педагоги и родственники школьников. Такой выход придумала директор школы, желая обеспечить 100-процентную явку на ЕГЭ, когда несколько учеников не явились на экзамен без уважительной причины. Как выяснили милиционеры, по такой же системе в школе был проведен экзамен и по русскому языку.

21 июля 2009 года прокуратура города Светлогорска (Калининградская область) направила в суд уголовное дело, возбужденное в отношении учащегося вечерней школы МОУ СОШ № 1 и его друга по ст. 324 УК РФ (незаконное приобретение официального документа), получивших фальшивые аттестаты о среднем образовании. По данным следствия, парень боялся, что не сможет сдать ЕГЭ, и подговорил своего друга студента сдать экзамен за него. Пока тот находился в классе, сам ученик слонялся по этажам школы, где его и поймал преподаватель.

Без официального благословения можно попасть к радикалам

В России профессиональное религиозное образование можно получить в 162 учебных заведениях. Среди них - 49 православных, 75 исламских, 4 католических, 2 буддистских и 2 иудаистских.

На прошедшем в пятницу совещании президента России с главами и муфтиями шести горских республик особое внимание было уделено теме роста религиозного экстремизма среди молодежи и связанного с этим религиозного образования в зарубежных ваххабитских центрах, которые нередко оказываются рассадниками идеологии террора (подробнее о совещании - на стр. 3). Наиболее популярными до сих пор среди молодых российских мусульман, в частности среди северокавказской молодежи, остаются университеты Саудовской Аравии, Сирии, Египта и Турции. Выходцы из Адыгеи, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии чаще всего выезжают за религиозным образованием в Турцию. В то время как дагестанцы, чеченцы и ингуши предпочитают получатьобразование в Дамаске (Сирия), Каире (Египет), где находится наиболее известный в мире исламский вуз " АльАзхар" , а также в учебных заведениях Саудовской Аравии.

Поехать на учебу можно как официально - по направлению духовных управлений мусульман (ДУМ), так и в частном порядке. Именно из-за значительного числа "инициативников" точной статистики обучающихся в исламских странах россиян нет. Власти Дагестана говорят о том, что на сегодня более 1 тыс. выходцев из республики числятся студентами исламских иностранных вузов. Подавляющее большинство молодых людей выезжают самостоятельно, чаще всего по приглашениям уже обучающихся за рубежом друзей или родственников. В отличие от тех, кого направляет ДУМ, они предоставлены самим себе - им не выделяют стипендий, жилья, не помогают в решении социальных проблем, поэтому, как утверждают в Махачкале, такие студенты легко попадают под влияние радикальных движений.