• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Переэкзаменовка Школьная реформа может проиграть от поспешной министерской реформации

Российская научная газета. 2003. № 9. 12 марта

...Один из авторов концепции административной реформы, проректор Высшей школы экономики Лев Якобсон пояснил корреспонденту "РНГ", в чем суть предстоящих преобразований:
- Административная реформа, которую предлагает Минэкономразвития, ставит целью не сокращение штатов министерства, а его разумную структуризацию и четкое определение задач. Это касается всех министерств. Когда одно и то же ведомство и швец, и жнец, и на дуде игрец - это неправильно. Оно и политику вырабатывает, и деньги распределяет, и качество контролирует. Это напоминает отношения феодала и его вассалов...

Большие перемены, похоже, ожидаются в Минобразовании России. Как заявил Владимир Филиппов на недавней расширенной коллегии, скоро начнется "эксперимент по экономической оптимизации работы" министерства. При министерстве, которое сохранит за собой стратегические функции, возможно, будут организованы два агентства - финансовое и аккредитационное.

Как следует из слов министра, будет обновлен и кадровый состав ведомства. Часть чиновников сократят, часть отправят на пенсию, остальным - резко повысят зарплату. "Трем моим управляющим главками уже за шестьдесят, - признался Владимир Филиппов. - Но ни один молодой проректор вуза не соглашается идти на эту должность из-за низкой зарплаты..."
Понимая озабоченность министра, мы решили поинтересоваться мнением о грядущих переменах у специалистов, занятых в сфере образования - то есть у тех, кого они непосредственно коснутся.
- Если в Министерстве образования есть люди, которые ничего не делают, то вряд ли ради того, чтобы от них избавиться, нужно преобразовывать все министерство, - считает Евгений Бунимович, учитель и депутат Мосгордумы.
Но, оказывается, не в сокращении штатов дело. Один из авторов концепции административной реформы, проректор Высшей школы экономики Лев Якобсон пояснил корреспонденту "РНГ", в чем суть предстоящих преобразований:
- Административная реформа, которую предлагает Минэкономразвития, ставит целью не сокращение штатов министерства, а его разумную структуризацию и четкое определение задач. Это касается всех министерств. Когда одно и то же ведомство и швец, и жнец, и на дуде игрец - это неправильно. Оно и политику вырабатывает, и деньги распределяет, и качество контролирует. Это напоминает отношения феодала и его вассалов.
Министерства должны отвечать за конкретные функции.
За структурные реформы во всех отраслях будет отвечать Минэкономразвития, а за финансирование - Минфин. В результате мы от зависимых перейдем к партнерским отношениям...
Применительно к сфере образования переход от "объектного" принципа управления к "функциональному" означает, что Министерство образования будет вырабатывать общую политику, утверждать образовательные стандарты. А финансирование учебных заведений и контроль за качеством обучения будут осуществлять специальные органы.
Дальнейшие расспросы показали, что руководители школ и прочих учебных заведений, а также рядовые учителя и преподаватели имеют смутное представление о предстоящей реорганизации. А те, кто "краем уха" слышали о ней, предпочитают высказываться анонимно.
Откуда, образно говоря, у новой инициативы "ноги растут"? О том, что органы управления должны быть структурированы по функциям, говорят не первый день. На этот счет есть доклад председателя Правительства Президенту. Но в этом документе не говорится о структурной реформе какого-либо конкретного министерства.
Чем может обернуться в сложившихся условиях и предложенных обстоятельствах министерская инициатива?
С одной стороны, выделение в особую структуру органа, финансирующего образование, было бы разумным шагом, считают некоторые эксперты. Однако если его оставят в подчинении Минобразования и дадут ему реальные деньги, то такая реорганизация будет противоречить затеянной административной реформе - в том виде, как ее предлагает Минэкономразвития.
Это даже опасно. Известен печальный опыт, когда управление по охране памятников через свои агентства реставрировало памятники архитектуры и само же себя контролировало. Злоупотребления были чудовищные.
Если же в перспективе планируется переподчинить этот орган Министерству финансов, то надо так и сказать. Пока это замалчивается.
То же и с агентством, отвечающим за аккредитацию учебных заведений. Имело бы смысл выделить его в отдельное подразделение федерального уровня. Во Франции, к примеру, подобный независимый комитет находится в прямом подчинении президента этой страны. Кстати, существование независимого органа контроля за образованием предусмотрено и ныне действующим Законом РФ "Об образовании". В прошлом году на совещании у вице-премьера Валентины Матвиенко этот вопрос рассматривался, но Минфин не был готов выделить средства.
В ходе предстоящей структурной реформы Минобразования, если она все-таки будет проведена, хотят решить этот вопрос по-другому, создав подобное агентство в недрах самого министерства. Но в таком случае опять сохраняется объектный принцип управления, против которого возражают в ведомстве Германа Грефа.
Следует подумать и о ближайших последствиях готовящейся реорганизации. Минобразование уже и сейчас напоминает разворошенный улей. Ясно, что в ходе реорганизации любой чиновник озабочен только своими проблемами. А как же тогда эксперимент с Единым госэкзаменом и другие масштабные перемены, которые затеяло Министерство образования?
В этом году в эксперименте будут участвовать около пятидесяти регионов России. Все они сейчас замкнулись на министерство: люди все время созваниваются с Москвой, что-то уточняют по ходу эксперимента. Даже если телефон поменяется или двери, куда им надо будет приходить, - уже это серьезно усложнит ситуацию...
Общее резюме проведенного нами экспресс-опроса неутешительно: более неудачного времени для административной реформы и придумать невозможно.