• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кому служат чиновники XXI века

Время MN. 2003. № 93. 11 июня

..."Олигархат волнует проблема захвата бизнеса чиновниками", заявил, в свою очередь, Александр Шохин, поддержавший законопроект о КИ от имени президиума РСПП. По его мнению, нет таких взяток, которыми можно перебить государственного чиновника, который захватывает для аффилированной с ним структуры все новые и новые участки. Большой бизнес готов открываться сам на уровне западных стандартов... в обмен на прозрачность данных о "бенефициарах" среди высокопоставленных госчиновников, с которыми приходится каждодневно иметь дело.
Лик противника так и не проступил. Критиком законопроекта публично выступил лишь первый проректор ГУ - ВШЭ Лев Якобсон, назвавший "кодекс Немцова" лишь сублимацией решения проблемы - важно, чтобы конфликт интересов был просто заявлен и определено лицо, которое принимает решения по данному чиновнику...

Кодекс служебного поведения должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления, ставший темой вчерашнего "круглого стола" экспертов под эгидой "Открытой России" и "Союза правых сил", прошел в Государственной думе только первое чтение.

"Моральный кодекс поведения госслужащих" - плод творчества депутатов Николая Ковалева, Владимира Лысенко, Сергея Митрохина и Бориса Немцова - впору было бы изначально переименовать в законопроект о преодолении "конфликта интересов" в этой среде. Но инициаторы, видимо, всерьез рассчитывали продавить вмененную каждому госчиновнику категории "А" обязанность ежегодно декларировать наличие у его семьи интересов в той или иной коммерческой сфере ( как какому-нибудь Берлускони в Италии ).
После резолюции Владимира Путина на черновике документа "Нужно поддержать. Крайне важно!" пропрезидентское большинство нижней палаты с ходу отдало 300 голосов в первом чтении, и уже казалось, что дальнейшее прохождение через парламент законопроекту гарантировано. Однако уже во втором чтении "Моральный кодекс строителя... образца XXI века", к которому не было предложено ни одной поправки, вдруг забуксовал и получил благодаря простому саботажу голосования со стороны депутатов от партии власти, всего 179 "за". Сегодня - после ряда доработок и согласовательных процедур - будет предпринята повторная попытка этого "второго чтения".
Лидер СПС поведал участникам "круглого стола", как накануне он попытался было заручиться поддержкой в администрации президента, но эти "контакты ничем не закончились", а заблаговременно разосланный "правыми" по провинции "модельный региональный закон о преодолении конфликта интересов ( далее КИ ) " не был принят ни одним законодательным собранием субъекта Федерации. И как бы ни хотелось Борису Немцову вернуть процесс законотворчества "в русло посланий президента", классовый интерес чиновничества пересиливает даже необходимость выполнять прямые поручения главы государства.
Депутат от "Яблока" в критике пошел дальше своего коллеги. Известный как специалист по местному самоуправлению, Сергей Митрохин констатировал, что сегодня мы имеем абсолютно архаичную систему госвласти, где надстройка абсолютно не соответствует базису: уровень защиты общества от произвола чиновника остался таким же ничтожным, как был при социализме, а возведенная над ним олигархическая система уже бесконечно далека от социалистических идеалов.
"Олигархат волнует проблема захвата бизнеса чиновниками", заявил, в свою очередь, Александр Шохин, поддержавший законопроект о КИ от имени президиума РСПП. По его мнению, нет таких взяток, которыми можно перебить государственного чиновника, который захватывает для аффилированной с ним структуры все новые и новые участки. Большой бизнес готов открываться сам на уровне западных стандартов... в обмен на прозрачность данных о "бенефициарах" среди высокопоставленных госчиновников, с которыми приходится каждодневно иметь дело.
Лик противника так и не проступил. Критиком законопроекта публично выступил лишь первый проректор ГУ - ВШЭ Лев Якобсон, назвавший "кодекс Немцова" лишь сублимацией решения проблемы - важно, чтобы конфликт интересов был просто заявлен и определено лицо, которое принимает решения по данному чиновнику. Да, Игорь Николаев из ФБК уподобил его обязательной декларации доходов: сейчас это просто досадная необходимость - проблема не решится, а досада останется.
И все же, сошлись эксперты, привыкать к декларированию конфликта интересов надо и в России. В ожидании появления своего Берлускони?