• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Последовательный федерализм подразумевает экономическую самодостаточность всех регионов

Кремль.org. 22 июля 2004

Указ президента «О мерах по совершенствованию государственного управления», который предусматривает создание Комиссии по вопросам совершенствования государственного управления при президенте РФ, представляется давно назревшим, и было бы неплохо, если бы такая комиссия появилась еще, скажем, год назад. Дело в том, что действующая сейчас Комиссия по административной реформе является органом правительства, и занимается исключительно вопросами федеральной исполнительной власти. Она рассматривает вопросы того, какими должны быть министерства, ведомства, агентства, какие функции они должны выполнять и как взаимодействовать друг с другом.

Указ президента «О мерах по совершенствованию государственного управления», который предусматривает создание Комиссии по вопросам совершенствования государственного управления при президенте РФ, представляется давно назревшим, и было бы неплохо, если бы такая комиссия появилась еще, скажем, год назад. Дело в том, что действующая сейчас Комиссия по административной реформе является органом правительства, и занимается исключительно вопросами федеральной исполнительной власти. Она рассматривает вопросы того, какими должны быть министерства, ведомства, агентства, какие функции они должны выполнять и как взаимодействовать друг с другом.
Но параллельно с этим велась и другая работа. В частности, например, существовала Межведомственная рабочая группа по вопросам организации государственной службы. При формальном подходе, направление ее работы не пересекается с построением системы органов исполнительной власти, но ясно, что эти вопросы взаимосвязаны. Между тем разработка соответствующих реформ формально координировалась исключительно президентом.
На самом деле какая-то координация действий между этими структурами существовала, но она не была четко организована из-за различной подчиненности ведущих эти направления работы органов. Работу по организации государственной службы вела администрация президента, а другое направление – правительство. Наряду с этим проводилась работа и по совершенствованию федеративных отношений, и по разграничению полномочий. Также ясно, что эта тематика тесно переплетается и с вопросами организации государственной службы и, особенно, с вопросами построения федеральных органов исполнительной власти.
Конечно, не стоит преувеличивать меру существовавшей нескоординированности, потому что в соответствующих рабочих группах, комиссиях были в большой степени представлены одни и те же люди, что в определенной мере обеспечивало координацию, но указ вводит формальную сопряженность этих направлений. При этом важно учитывать, что Указ предусматривает вовсе не трансформацию Комиссии по административной реформе во что-то иное. Он касается трех разных потоков, пусть не совпадающих, но тесно взаимосвязанных между собой.
Сейчас три сформированные в рамках комиссии рабочие группы практически охватывают весь спектр вопросов государственного управления. Разумеется, по Конституции, организация исполнительной власти в субъектах Федерации является их внутренним делом, и никто не посягает на их права. Но вопрос координации различных уровней власти до сих пор оставался открытым, поскольку это не входило в круг задач Комиссии по административной реформе и, вместе с тем, не совсем относилось к проблематике разграничения полномочий.
Разумеется, процесс реформирования объективно практически бесконечен, поскольку нет предела совершенству, но все же определенные сроки исполнения существуют. Комиссия далеко не ограничивается реорганизацией системы органов исполнительной власти. Для выполнения этой задачи сроки определены достаточно четко, и они уже истекают. Уже утверждены все положения о федеральных министерствах и ведомствах, сейчас идет работа по определению состава различных подведомственных подразделений, и к осени этот этап будет пройден. С другими направлениями дело обстоит несколько сложнее. Если говорить о федеративных отношениях, то в этой области уже приняты два основных закона, но, как и в любом сложном деле, постоянно возникают новые проблемы, которые еще предстоит решить. Это относится и к вопросам государственной службы, где тоже приняты базовые законы, но также нельзя сказать, что достигнут идеал.
Главная проблема федерализма в современных отношениях состоит в том, что все субъекты федерации находятся на половине пути к региональным образованиям, которые твердо знают, какими ресурсами они распоряжаются и какова их сфера ответственности. В этом смысле законы, принятые комиссией Дмитрия Козака очень важны. Они приняты, но их реализация только начинается.
В конечном итоге система должна выглядеть так, что каждый регион четко знает круг своей ответственности. Так действуют существующие в других странах федерации, но характерной особенностью нашей страны является большая дифференциация регионов. Принципы федерации давно известны, и в процветающих федерациях они успешно реализуются, но в наших условиях приходится двигаться в этом направлении относительно медленно. И сейчас это движение началось.
Дифференциация существует и по географическому принципу, и по уровню развития, а значит и по обеспеченности собственными ресурсами. Это касается и регионального и муниципального уровня. В этом и состоит основная проблема, поскольку, с одной стороны, необходим общий подход ко всем регионам, иначе невозможно существование федерализма, а, с другой стороны, часть регионов и муниципалитетов сейчас объективно заметно слабее других и в экономическом плане, и по обеспеченности кадрами, и, в принципе, пока требуют индивидуального подхода.
Последовательный федерализм в конечном итоге подразумевает, что все субъекты самостоятельно обеспечивают свое существование за счет налогов, что и гарантирует их самостоятельность в рамках федерации. И только последовательное поступательное движение по пути самоокупаемости может в конечном итоге привести к становлению подлинного федерализма. В этом и состоит задача комиссии - обеспечить федерализм через приведение в соответствие с общей задачей многочисленных законов, чтобы через разграничение полномочий, через совершенствование законодательства обеспечить развитие регионов.