• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Власть хочет снизить издержки бизнеса на преодоление административных барьеров

Альянс Медиа. 2005. № 16:36. 17 ноября

...Первый проректор Государственного университета – Высшая школа экономики Лев Якобсон считает, что административная реформа в России имеет гораздо большее значение, чем во многих других странах. Если там она главным образом является способом повышения эффективности функционирования государственного аппарата, то в России эта реформа – «путь к позиционированию государственного аппарата в системе власти и в обществе». «Административная реформа для нас не столько техническое, сколько политическое дело», - подчеркнул он...

Административная реформа в России входит в новую стадию, в которой правительство планирует вплотную заняться улучшением качества и доступности государственных услуг. Одной из целей этого нового этапа административной реформы является значительное снижение издержек бизнеса на преодоление административных барьеров. Значительную поддержку дальнейшей реализации административной реформы в России окажет Европейский союз, который выделяет 3 млн евро на финансирование проекта «Институциональная реформа государственного сектора». Обсуждение этого проекта, а также реализации в стране административной реформы прошло в четверг, 17 ноября, в офисе делегации Европейской комиссии в Москве.
Проект ставит своей целью достижение эффективной работы посредством административной реформы, а именно с помощью электронного правительства. Завершится проект 31 декабря 2007 года. Он осуществляется консорциумом, возглавляемым Arcadis BMB, в консорциум входят Государственный университет – Высшая школа экономики, HTSPE Великобритании и HELM Corporation Ирландии. Основным партнером ЕС по реализации проекта является Министерство экономического развития и торговли РФ.
Директор Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России Андрей Шаров, принявший участие в обсуждении проекта, сообщил, что данный проект был синхронизирован с принятием Правительством РФ Концепции административной реформы в РФ на 2006-2008 гг. и плана мероприятий по ее проведению. А.Шаров подчеркнул, что «слухи о завершении административной реформы преувеличены». Он заявил, что в настоящее время административная реформа переходит в ту стадию, когда гражданам уже пора предлагать «конкретные продукты»: стандарты качества и доступности государственных услуг, понятные и прозрачные правила, которые воплощены в административных регламентах, также следует начать работу по изменению культуры государственных служащих. «Нам предстоит пройти путь от классического бюрократа до чиновника, который пользуется уважением и доверием общества. Продукт, который такой чиновник создает, оказывая государственные услуги, должен быть востребован обществом, качество этого продукта должно удовлетворять общество, тогда общество готово больше платить чиновнику за более качественный продукт», - пояснил А.Шаров.
По его словам, новый этап административной реформы предполагается реализовывать по трем основным направлениям. Во-первых, уже идет активная работа по созданию стандартов качества государственных услуг. А.Шаров сообщил, что на сегодня в стране есть только один такой стандарт, разработанный Минфином, - стандарт обслуживания налогоплательщиков. Однако все федеральные органы исполнительной власти будут обязаны разрабатывать такие стандарты, отметил он. По постановлению правительства, вышедшему неделю назад, экспертиза таких стандартов будет возложена на МЭРТ, «ни один стандарт, который имеет общественное значение и затрагивает права граждан и предпринимательского сообщества, не будет принят без согласия МЭРТ». Постановление также обязывает федеральные органы исполнительной власти публиковать и обсуждать проекты стандартов, «то есть этот процесс переводится из узковедомственной в публичную плоскость».
Во-вторых, сообщил А.Шаров, необходимо разработать административные регламенты. При этом, подчеркнул он, прежде всего их следует создавать в тех областях, где оказываются государственные услуги, и только потом – в тех, которые касаются внутренней организации государственного органа.
В-третьих, предполагается создание электронного правительства. А.Шаров уверен, что «без создания эффективного электронного правительства невозможно будет обеспечить высокий уровень стандартов качества и доступности государственных услуг, тем более что ряд государственных услуг необходимо будет внедрять сразу в электронном виде». Кроме того, «электронное правительство – это открытое правительство, публикующее не только свои решения, но и свои намерения, обсуждающее общественно значимые решения до их принятия». В этом отношении большую поддержку окажет новый закон о порядке доступа граждан к информации о деятельности государственных органов, который в ближайшее время будет внесен в Госдуму.
Первый проректор Государственного университета – Высшая школа экономики Лев Якобсон считает, что административная реформа в России имеет гораздо большее значение, чем во многих других странах. Если там она главным образом является способом повышения эффективности функционирования государственного аппарата, то в России эта реформа – «путь к позиционированию государственного аппарата в системе власти и в обществе». «Административная реформа для нас не столько техническое, сколько политическое дело», - подчеркнул он.
Начальник отдела Департамента государственного регулирования в экономике МЭРТ РФ Максим Паршин рассказал собравшимся об основных идеях, целях и задачах Концепции административной реформы в РФ на 2006-2008 гг. и плана мероприятий по ее проведению. По его словам, три основные проблемы, из необходимости решения которых исходили разработчики концепции, следующие. Прежде всего, это отрицательная оценка граждан деятельности государственных служащих и государственных органов. По данным независимых опросов, более 70% граждан отрицательно относятся к деятельности госслужащих, а качество государственных услуг удовлетворяет не более 14% населения страны. Вторая проблема – очень высокие издержки бизнеса на преодоление административных барьеров. По оценкам, около 8,5% выручки малых и средних предприятий направляется на эти цели. Третья проблема – низкая эффективность государственного управления в стране.
Как сообщил М.Паршин, концепция преследует три основные цели: повышение качества и доступности государственных услуг, ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъекта предпринимательства, повышение эффективности деятельности исполнительной власти как инструмента реализации политических решений. Основные задачи, которые планируется решить при реализации концепции, - внедрение управления по результатам; стандартизация и регламентация; оптимизация противодействия коррупции; повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества; модернизация системы информационного обеспечения и формирование необходимого обеспечения реализации административной реформы. В частности, одним из наиболее значимых направлений М.Паршин назвал разработку стандартов качества государственных услуг, к которым относятся: выдача гражданам паспортов, разрешений предпринимателям на использование иностранной рабочей силы, регистрация квартир и земельных участков, трудоустройство безработных и выдача пособий по безработице.
По словам М.Паршина, концепция будет реализовываться в три этапа. На первом этапе – 2006 год – будут разрабатываться основные мероприятия и создаваться нормативно-правовая база, начинаться эксперименты. На втором этапе – 2007 год – будут активно идти эксперименты и внедряться основные новации. На третьем этапе – 2008 год – планируется завершение основных мероприятий концепции и корректировка нормативно-правовой базы с учетом полученного опыта.
Как сообщил М.Паршин, ожидаемые результаты реализации концепции - повышение степени удовлетворенности граждан качеством и доступностью государственных услуг (к 2008 году до 50%, к 2010 году до 70%), снижение издержек бизнеса на преодоление административных барьеров (к 2008 году до 5%, к 2010 году до 3%), повышение уровня России в международных рейтинговых системах по качеству государственных услуг. Кроме того, ожидается макроэкономический и социально-экономический эффект: существенный прирост ВВП, доходов бюджетов, денежных доходов населения.